Антикризисная политика в управлении персоналом

Переход России к рыночным условиям хозяйственной деятельности предполагает новые экономические закономерности и практические формы реализации воспроизводственного цикла любой системы. Ключевой вопрос повышения конкурентоспособности организации на любом этапе ее жизненного цикла и особенно в период кризиса - эффективное управление человеческими ресурсами, включающий в себя поиск новых форм и методов организации и управления персоналом предприятий любой формы собственности. В кризисной ситуации основное внимание, как правило, уделяется финансовым и правовым механизмам, используемым в рамках антикризисного управления. Относительно персонала проводятся мероприятия, направленные на снижение затрат на его содержание. В этих условиях важен анализ современных форм ведения хозяйственной деятельности, чтобы выработать оптимальную стратегию выхода организации из кризиса, важной составляющей которой выступают собственно человеческие ресурсы.

Практика убедительно доказывает, когда организация находится в условиях финансовой нестабильности, вопросы управления персоналом становятся приоритетными при выборе эффективных антикризисных мер. В рыночной экономике организации могут сохранить конкурентоспособность, в том числе за счет знаний, умений и навыков своего персонала, путем оптимизации численности персонала и развития персонала с использованием инновационных технологий.

Таким образом, одним из ключевых факторов выхода организации из кризиса в современных условиях является формирование адаптивной, гибкой, мобильной кадровой политики.

Все сказанное и предопределяет актуальность исследования вопросов ее формирования.

Вопросами формирования и реализации антикризисной кадровой политики, роли службы управления персоналом в этом процессе посвящены работы российских ученых - Т.Ю. Базарова, В.Р. Веснина, О.В. Забелиной, А.И. Гретченко, Н.А. Горелова, В.А. Дятлова, А.П. Егоршина, А.Я. Кибанова, М.Н. Кулапова, Л.Р. Котовой, Ю.Г. Одегова, В.С. Половинко, Г.Г. Руденко, В.В. Травина, А.И. Турчинова, С.В. Шекшня и др. Этой проблемой занимались такие зарубежные специалисты, как М. Армстронг, У. Дейв, Г. Десслер, П. Друкер, Д. Коул, Х. Мартин, У. Монди, Стивен П. Роббинз, Л. Стаут и др.

Несмотря на широкий спектр работ по управлению персоналом организации, в литературе последних лет недостаточно отражены вопросы формирования и реализации антикризисной кадровой политики, оптимизации численности персонала, развития кадрового ядра систематизации факторов и условий эффективного использования внешних и внутренних факторов (резервов) кадровой политики, разработки механизма совершенствования кадрового потенциала организации за счет взаимодействия службы персонала со всеми структурами организации, технологии внешнего и внутреннего аудита, мониторинга персонала, повышения его качественных характеристик.

Перечисленные выше и нерешенные сегодня вопросы кадрового менеджмента, недостаточная проработанность механизма формирования и реализации антикризисной кадровой политики предопределили выбор темы настоящего исследования.

Объект исследования - антикризисная кадровая политика, особенности ее формирования и реализации в условиях экономического кризиса.

Предмет исследования - социально-трудовые отношения, складывающиеся в процессе управления персоналом организации при формировании и реализации антикризисной кадровой политики.

     

    Как стать лидером

    На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

    Анализ потребителей

    Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

    Выбор карьеры

    Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.