Морально-этическая ответственность субъекта управления

Оставим здесь вопрос автора без обсуждения, хотя, может быть, в действительности именно эта прагматическая причина способствовала принятию указанного решения. Подчеркнем здесь другое - публичное обоснование этого решения апеллирует именно к этической ответственности бизнеса за свои действия. А это уже фиксирует определенный сдвиг в массовом отношении к этой проблеме.

Таким образом, мы можем констатировать, что вне зависимости от того, хотят они того или нет, менеджеры (корпорации) должны нести моральную ответственность не только с позиции "пользы", "целерациональности", т.е. с позиций утилитарной этики, но и с позиции "блага", что характерно для аристотелевской этической традиции, которая предполагает, что реализуя свой собственный экзистенциальный проект, индивид соотносит его и подчиняет некоторому более широкому социальному проекту. В настоящее время менеджеры несут моральную ответственность за поддержание социальной динамики, свойственной демократической форме управления.

Перейдем теперь к понятию моральной ответственности, основанной на принципах кантовской этики, послужившей фундаментом для деонтологического подхода в этике. Деонтологический подход придает понятию долга первостепенное значение. И хотя широкий деонтологический подход, представленный таким философом, как Кант, не отделяет понятие долга от связанных с ним последствий, но вместе с тем, "чисто" деонтологические учения оставляют "разрыв" между долгом (деонтологическим обязательством) и его последствиями. С точки зрения деонтологического подхода, ростовщическая деятельность рассматривается как нарушение нормы полагать другое человеческое существо как высшую ценность. Деонтологический подход служит основой для признания этой деятельности морально неприемлемой.

С самого начала рассмотрение морали было включено в рассмотрение противоположностей "свобода" и "необходимость". С этим связано и существование трех фундаментальных концепций закона: естественный, моральный и гражданский. Кант рассматривал волю как практическую причину. Он разделял моральный закон свободы и естественный закон необходимости. Для Канта "вменение в вину" отделяет человека от вещи: человек может совершать поступки и ему может быть вменено за это в вину, в то время как вещи невозможно вменить в вину за какое-то действие. "Вменение в вину, в моральном смысле, есть право, при помощи которого любой может требовать свободы действия, которое затем может расцениваться как моральное действие, поскольку он подчинен закону".

Можно согласиться, например, с Хабермасом, который считает, что собственно моральная позиция, в отличие от прагматической и этической, характеризуется именно тем, что при разрешении вопроса "Что я должен делать?" индивид меняет свою эгоцентрическую позицию и начинает соотносится с интересами других людей, пытаясь беспристрастно разрешить возможные конфликты.

С прагматической точки зрения ростовщическая деятельность может быть оценена лишь с точки зрения ее возможного успеха. С этической точки зрения она может быть оценена исходя из того, что каждый следует своим собственным интересам и подобная деятельность играет важную роль в обществе. С моральной точки зрения вопрос состоит в том, могли бы все люди захотеть, чтобы каждый в аналогичном положении давал бы деньги в рост.

Моральные заповеди значимы вне зависимости от того, в силах или не в силах их адресат выполнить то, что считается правильным. Претензия на значимость, связанная с моральными положениями, имеет обязывающую силу. Долг, согласно кантовской терминологии, есть аффекция воли через претензию моральных заповедей на значимость. И то, что основания, подкрепляющие такую претензию на значимость, не остаются бездействующими, явствует из угрызений совести. Чувство вины - доступнейший индикатор измены долгу.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.