Морально-этическая ответственность субъекта управления

Вопросы применения принципа моральной ответственности уделяется большее внимание. При этом главная проблема состоит в адекватном определении "пользы" от конкретных действий. Для этого, преимущественно, используется так называемый метод "прибыли и затрат" (или "выгод и издержек"), который является количественным, поскольку выгоды и издержки определяются в денежном выражении. Однако существуют ценности, которые плохо поддаются количественному и денежному исчислению. В результате этого часто возникает диспропорция оценок из-за переоценки факторов, поддающихся измерению и стоимостному выражению, и пренебрежения не поддающимися количественному учету ценностями.

Аналогичное явление наблюдается при сопоставлении ценностей во временной перспективе: здесь сказывается тенденция к преувеличению существующих в настоящем ценностей и пренебрежению ценностями будущего. Соответственно, предпочтение отдается эксплуатации имеющихся ресурсов в настоящем, а ценность сохранения их для будущего не принимается во внимание.

Неадекватным является метод подсчета прибылей и затрат и с точки зрения этического принципа справедливости. Как правило, прибыли присваиваются преимущественно наиболее влиятельной и обеспеченной частью общества, а издержки оплачиваются трудом малоимущего и отстраненного от власти населения.

Как мы видим, деловой прагматизм и в вопросах применения принципа моральной ответственности не создал адекватных средств, позволяющих, согласно утверждению философского прагматизма, устремлять свой взгляд в отдаленнейшие перспективы будущего и обеспечивать уменьшение числа страдающих в результате тех или иных действий. Только участие "обделенных" в организованной экономической борьбе может привести к тому, что они получат когда-нибудь больше от пирога общей "пользы". По сути, все представленные выше позиции в вопросе о моральной ответственности менеджеров напрямую затрагивают вопрос о связи между этическим поведением и приемлемыми доходами. По этому поводу можно привести весь спектр высказываний: от того, что этическое поведение снижает доходы, до утверждения, что оно повышает доходы, через признание независимости дохода от соблюдения (не соблюдения) этических норм поведения. Например, сторонники первой из изложенных позиций утверждают, "что в целом менеджеры рассматривают разговоры о нравственности как деструктивные. Точнее, менеджеры убеждены, что разговоры о нравственности угрожают . организационной эффективности и . их репутации как энергичных, способных добиться своей цели людей". Оппоненты не менее горячо отстаивают иной тезис. Они убеждены, что именно "корпоративная этика есть ключ к стратегии выживания и прибыльности в эпоху яростной конкуренции в глобальной экономике".

Подобные высказывания позволяют сделать вывод, что прямая связь здесь, возможно, действительно отсутствует, или замерить ее пока достаточно сложно в силу того, что прибыль зависит от большого числа факторов. Но что практически не вызывает возражений, так это то, что именно долгосрочные достижения (в отличие от краткосрочной прибыли) зависят во многом от устойчивости репутации фирмы, которая, в свою очередь, характеризуется определенной системой ценностей и соблюдением этических принципов в ведении дел.

Неэтичное поведение увеличивает риск предприятий, поскольку результат оказывается непредсказуемым. В результате неэтичных действий корпораций Америка ежегодно теряет от 40 до 300 млрд. долларов. Последствия неэтичного поведения корпораций наглядно отражаются в экономических санкциях, осуществленных правительством США. Такие компании, как "Крайслер", "Дженерал динамик", "Бостонский банк", "Дженерал электрик" были подвергнуты крупным штрафам за неэтичное поведение. Ужесточение законодательства и предъявление судебных исков - в этом многие видят наилучший барьер против неэтичных действий в бизнесе.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.