Современная экономика характеризуется тем, что место
производства и место потребления продукта не совпадают по времени. По времени
эти процессы также не следуют непосредственно друг за другом. Устранение
возникающих по этой причине проблем требует затраты больших средств. В
отдельных случаях эти затраты требуют до 70% розничной цены потребительского
товара.
Задачи распределения изготовляемой продукции производитель
должен расширить рациональным способом. Это дает ему определенный шанс
выделиться по отношению к конкурентам.
Система сбыта товаров - ключевое звено маркетинга и своего
рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и
доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо
признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и,
соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.
Товародвижение является мощным
инструментом стимулирования спроса. Мерой эффективности системы товародвижения
служит отношение затрат фирмы к ее результатам. Основной результат, который
достигается в системе товародвижения, - это уровень обслуживания потребителей.
Существует несколько причин, определяющих роль сбытовых
систем в экономике. Одна из них - это необходимость. Конечно, когда речь идет о
продаже уникальной специализированной производственной линии, то продавец и
покупатель прекрасно обходятся без специальной сбытовой системы. Но мир живет в
эпоху массовых товаров, и покупать их у ворот завода либо фирмы сегодня не
совсем удобно.
Вторая из причин - это борьба за деньги потребителя. Жизнь в
условиях изобилия привела сотни миллионов потребителей во всем мире к
убеждению, что удобство приобретения товара - неотъемлемая принадлежность
нормального образа жизни. Все эти требования можно выполнить, всемерно развивая
сбытовую сеть, приближая ее конечные точки к потребителю, создавая максимум
удобств для него в этих точках. И если фирма сумела это сделать, она (при
прочих равных условиях) привлекла к себе покупателя и добилась преимущества в
рыночной борьбе.
Следующая причина - это рационализация производственных
процессов. Об этой роли сбытовой сети писали еще экономисты прошлого столетия.
Конкретно речь идет о том, что есть ряд финишных операций производства, которые
связаны в большей мере не с изготовлением, а с подготовкой товара к продаже
(сортировка, фасовка, упаковка). Все эти операции целесообразно осуществлять
уже на этапе "завод - потребитель", то есть перед транспортировкой,
на складах, в магазинах, в предпродажном процессе; и от своевременности,
качества и рациональности их выполнения существенно зависит сбыт как таковой. Соответственно,
система маркетинга в известной степени втягивает в себя некоторую (иногда
довольно значительную) "технологическую составляющую". Сказанное выше
оправдывает это: чем ближе и теснее соприкасается товар с покупателем, тем
больший смысл возложить на службу маркетинга его доработку и подготовку к
продаже.
Четвертая причина - это проблемы эффективности рыночного
поведения и развития фирмы. Самое важное в познании и удовлетворении
потребностей потребителей - это изучать их мнение о товарах фирмы, конкурирующих
товарах, проблемах и перспективах жизни и работы потребителей.
Приведенных причин вполне достаточно, чтобы понять, как важна
в маркетинге подсистема сбыта и почему в условиях изобильных рынков на нее
расходуются огромные средства. Это и определяет актуальность выбранной темы
курсовой работы.
В условиях рыночной экономики требования маркетинга не
ограничиваются лишь созданием высококачественного товара, отвечающего запросам
потребителей, и правильным установлением цены на него. Необходимо довести этот
товар до конечных потребителей и сделать его доступным целевому сегменту рынка.
Под сбытовой политикой организации (предприятия) в наиболее
широком смысле следует понимать выбранные ее руководством совокупность сбытовых
стратегий маркетинга (стратегии охвата рынка, позиционирования товара и т.д.) и
комплекс мероприятий (решений и действий) по формированию ассортимента
выпускаемой продукции и ценообразованию, по формированию спроса и
стимулированию сбыта (реклама, обслуживание покупателей, коммерческое
кредитование, скидки), заключению договоров продажи (поставки) товаров,
товародвижению, транспортировке, по инкассации дебиторской задолженности,
организационным, материально-техническим и прочим аспектам сбыта.
Для российских организаций в сложных условиях современного
бизнеса управление сбытом особенно актуально, - изменение ситуации в стране,
постепенное освоение нового экономического порядка вынуждает все большее число
предпринимателей и менеджеров осознавать необходимость достижения не только
сиюминутных (получение немедленной прибыли), но и долговременных целей. Более
того, опыт успешно функционирующих предприятий убедительно свидетельствует, что
сбыт товаров должен рассматриваться не как разовое мероприятие, а как элемент
тщательно продуманной долгосрочной стратегии маркетинга.
Реальность российской практики управления промышленными
предприятиями показала, что сбыт не является самым значимым элементом
маркетинговой деятельности. Причины этому следующие: большинство предприятий до
сих пор ориентировано на производство, а не на маркетинг; при выборе клиента
основное внимание направлено на минимизацию издержек по сбыту, а не на
максимальное удовлетворение потребностей клиента [1.].
Таким образом, в хозяйственной деятельности промышленной
организации одним из основных вопросов являются сбыт (реализация) готовой
продукции; последняя подразумевает законченные производством на данном
предприятии изделия, работы и услуги, которые могут быть предложены рынку как
товары.
Цель работы состоит в аргументировании важности деятельности
по сбыту в рамках экономических единиц, и определении способов
совершенствования системы управления сбытом ОАО "МЛЗ".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
изучить цели, задачи и основные направления сбытовой политики
экономических единиц;
проанализировать управленческие функции и контроллинг в
области сбыта;
оценить технико-экономическое развитие
финансово-хозяйственной деятельности ОАО "МЛЗ" в 2008 - 2009гг.;
проанализировать планирование, организацию и контроль сбыта
на предприятии и оценка эффективности сбытовой политики.
разработать предложения по созданию эффективных систем сбыта
продукции ОАО "МЛЗ".
Предмет исследования - сбытовая политика промышленного
предприятия. Объект исследования - Открытое Акционерное Общество
"МЛЗ", ведущее предприятие Орловской области по производству и
реализации продукции из чугуна.
сбытовая политика управление банкротство
Теория и практика управления сбытовой деятельностью
предприятия в условиях кризиса
|