Период времени, на который разрабатывается бизнес-план, может быть самым разным, он зависит от специфики бизнеса и товара. Опыт показывает, что слишком продолжительный плановый горизонт приводит только к обессмысливанию всех расчетов. Обычно план составляется на два-три года с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на следующий период. Хотя план может быть составлен и на пять лет, и на один год.
Бизнес-план представляет собой общую стратегию деятельности фирмы на определенном товарном рынке. Бизнес-план для уже существующей фирмы имеет под собой надежное обоснование в виде результатов предыдущей деятельности [29, с. 109]. План подкрепляется существующими финансовыми документами, историей фирмы, описанием ее опыта и ошибок. Последовательность разработки бизнес-плана представлена на рисунке 1.4.
планирование радиозавод кадровый управление
Рисунок 1. 4 - Последовательность разработки бизнес-плана
Источник [29, с. 111]
Как видно на рисунке 1.4 технология разработки бизнес-плана начинается с обозначения миссии организации и определения цели бизнеса. Затем проводится анализ внешней и внутренней среды организации. Дается оценка конкурентных преимуществ. Уточнение целей и задач, выработка стратегии и составление плана и бюджета. Многие предприятия разрабатывают бизнес-планы по собственным методикам и рекомендациям, разрабатывают подробные перечни вопросов, на которые следует ответить в данном документе. Не только коммерческие банки, но и государственные организации требуют представления бизнес-плана от своих потенциальных помощников.
Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: бизнес-план предприятия, бизнес-план инвестиционного проекта по выпуску новых видов продукции (работ, услуг, технического решения). На рисунке 1.5 представлена классификация бизнес-планов по объектам бизнеса.
Как видно на рисунке 1.5 выделяются два основных видов бизнес-планов: бизнес-план предприятия и бизнес-план инвестиционных проектов.
Бизнес-план предприятия представляет собой программу эффективного управления предприятием, направленную на обеспечение конкурентоспособности предприятия и его устойчивого финансового положения. При этом необходимо отметить различия между бизнес-планом создаваемого предприятия и действующего. В первом случае предприятие опирается на прогнозные и оценочные данные, которые позволяют разрабатывать производственную, маркетинговую и организационную структуру предприятия, заинтересовывать потенциальных инвесторов в будущей перспективности и прибыльности своего предприятия. Во втором случае, бизнес-план опирается на результаты и опыт функционирования предприятия, позволяет определить возможности его развития, предопределить изменения, которые предстоит осуществить, перераспределять инвестиции в те области, которые принесут в будущем высокий доход.
Бизнес-план инвестиционного проекта представляет собой технико-экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предполагаемых мероприятий, оценку необходимых для их реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.
Далее рассмотрим структуру бизнес-плана.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия-инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана. Рассмотрим подробно структурные части бизнес-плана.
РЕЗЮМЕ. Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и является наиболее важным из разделов. Это связано с тем, что инвесторы зачастую ограничиваются прочтением только титульного листа и резюме. Резюме должно быть кратким, не более трех страниц. Именно первое знакомство потенциального инвестора с планом является определяющим для судьбы проекта и поэтому резюме должно быть проработано таким образом, чтобы вызвать к нему интерес.
Резюме включает следующую информацию:
- полное название, адрес и телефон предприятия-инициатора проекта;
описание предприятия, его специфических черт, какой путь развития прошло предприятие на сегодняшний день;
кратки сведения о квалификации управленческого персонала, какими способностями, применительно к данному проекту, обладает управленческий персонал;
долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
краткая характеристика конъюнктуры рынка;
преимущество продукции или услуг предприятия, ресурсы и финансовое состояние предприятия;
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|