Бизнес-план, как особый вид планирования, сущность, структура и классификация

Период времени, на который разрабатывается бизнес-план, может быть самым разным, он зависит от специфики бизнеса и товара. Опыт показывает, что слишком продолжительный плановый горизонт приводит только к обессмысливанию всех расчетов. Обычно план составляется на два-три года с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на следующий период. Хотя план может быть составлен и на пять лет, и на один год.

Бизнес-план представляет собой общую стратегию деятельности фирмы на определенном товарном рынке. Бизнес-план для уже существующей фирмы имеет под собой надежное обоснование в виде результатов предыдущей деятельности [29, с. 109]. План подкрепляется существующими финансовыми документами, историей фирмы, описанием ее опыта и ошибок. Последовательность разработки бизнес-плана представлена на рисунке 1.4.

планирование радиозавод кадровый управление

Рисунок 1. 4 - Последовательность разработки бизнес-плана

Источник [29, с. 111]

Как видно на рисунке 1.4 технология разработки бизнес-плана начинается с обозначения миссии организации и определения цели бизнеса. Затем проводится анализ внешней и внутренней среды организации. Дается оценка конкурентных преимуществ. Уточнение целей и задач, выработка стратегии и составление плана и бюджета. Многие предприятия разрабатывают бизнес-планы по собственным методикам и рекомендациям, разрабатывают подробные перечни вопросов, на которые следует ответить в данном документе. Не только коммерческие банки, но и государственные организации требуют представления бизнес-плана от своих потенциальных помощников.

Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: бизнес-план предприятия, бизнес-план инвестиционного проекта по выпуску новых видов продукции (работ, услуг, технического решения). На рисунке 1.5 представлена классификация бизнес-планов по объектам бизнеса.

Как видно на рисунке 1.5 выделяются два основных видов бизнес-планов: бизнес-план предприятия и бизнес-план инвестиционных проектов.

Бизнес-план предприятия представляет собой программу эффективного управления предприятием, направленную на обеспечение конкурентоспособности предприятия и его устойчивого финансового положения. При этом необходимо отметить различия между бизнес-планом создаваемого предприятия и действующего. В первом случае предприятие опирается на прогнозные и оценочные данные, которые позволяют разрабатывать производственную, маркетинговую и организационную структуру предприятия, заинтересовывать потенциальных инвесторов в будущей перспективности и прибыльности своего предприятия. Во втором случае, бизнес-план опирается на результаты и опыт функционирования предприятия, позволяет определить возможности его развития, предопределить изменения, которые предстоит осуществить, перераспределять инвестиции в те области, которые принесут в будущем высокий доход.

Бизнес-план инвестиционного проекта представляет собой технико-экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предполагаемых мероприятий, оценку необходимых для их реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.

Далее рассмотрим структуру бизнес-плана.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия-инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана. Рассмотрим подробно структурные части бизнес-плана.

РЕЗЮМЕ. Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и является наиболее важным из разделов. Это связано с тем, что инвесторы зачастую ограничиваются прочтением только титульного листа и резюме. Резюме должно быть кратким, не более трех страниц. Именно первое знакомство потенциального инвестора с планом является определяющим для судьбы проекта и поэтому резюме должно быть проработано таким образом, чтобы вызвать к нему интерес.

Резюме включает следующую информацию:

- полное название, адрес и телефон предприятия-инициатора проекта;

описание предприятия, его специфических черт, какой путь развития прошло предприятие на сегодняшний день;

кратки сведения о квалификации управленческого персонала, какими способностями, применительно к данному проекту, обладает управленческий персонал;

долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;

тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;

краткая характеристика конъюнктуры рынка;

преимущество продукции или услуг предприятия, ресурсы и финансовое состояние предприятия;

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.