Разработка стратегии развития предприятия

Стратегия развития организации (корпоративная стратегия) - деловая концепция организации на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей.

Процесс разработки корпоративной стратегии является системным, итерационным, имеет обратные связи, так как результат выполнения какого-либо этапа может выявить необходимость частичного пересмотра предыдущих этапов.

Первым этапом разработки корпоративной стратегии является формулировка «Миссии-видения», т.е. первичного варианта миссии. В результате последовательного проведения необходимых анализов (финансово-экономического, инвестиционного, маркетингового, многофакторного системного стратегического) «миссия-видение» корректируется и дополняется. Практический опыт показывает, что таких итераций бывает не менее десяти.

Целью этапов 2, 3, 4 является подготовка исходной информации для многофакторного системного стратегического анализа внешней и внутренней среды организации - этапа 5. Стратегический анализ определяет количество альтернативных вариантов стратегии развития организации (их может быть 2-4 относительно миссии).

Этап 5 - многофакторный системный стратегический анализ начинается с исследования конкурентоспособности организации, включающего анализ конкурентных сил и системы создания ценности организации, для определения ее базовой конкурентной стратегии.

Затем следует анализ ближней внешней среды. Исходным методом является SWOT-анализ. При проведении SWOT-анализа необходимо придерживаться следующих принципов: в первую очередь анализируются внешние возможности и угрозы, затем - сильные и слабые стороны предприятия; анализ сильных и слабых сторон организации желательно увязывать с внешними возможностями и угрозами.

Рисунок 13 - Алгоритм процесса стратегического управления

Для исследования дальней внешней среды применяется PEST-анализ, который из бесчисленного множества факторов, характеризующих воздействие внешней среды на организацию, выделяет четыре основные группы: P (Policy) - политические факторы; E (Economy) - экономические факторы; S (Society) - социальные факторы; T (Technology) - технологические факторы. Стратегический анализ каждого из четырех компонентов должен быть системным, так как в реальности все эти компоненты сложным образом взаимосвязаны и любое значимое изменение одного из них, как правило, влечет за собой сложную цепочку изменений по всем другим факторам. Такие изменения для организации могут являться либо угрозой, либо новой стратегической возможностью.

Стратегический анализ внутренней среды следует за анализом внешней среды предприятия и также является многофакторным и системным, при этом возможный потенциал организации рассматривается как его внутренний стратегический ресурс. Для стратегического анализа внутренней среды организации применим SNW-подход.анализ сохраняет все, что связано со SWOT-анализом в части «SW», и при этом еще добавляется особая нейтральная N-позиция, фиксирующая ситуационное среднерыночное состояние предприятия. Таким образом, определяется своеобразная «нулевая точка конкуренции организации в отрасли». Для победы в конкурентной борьбе достаточным может оказаться положение, когда организация относительно всех своих конкурентов по всем, кроме одной, ключевым позициям находится в состоянии N (нейтральном) и только по одной позиции - в состоянии S (сильная).

На этапе 6 по результатам многофакторного системного стратегического анализа разрабатывается от двух до четырех альтернативных стратегий развития организации, которые включают: стратегические цели и стратегические целевые приоритеты, направленные на реализацию миссии. Сценарное планирование - особый инструмент стратегического менеджмента, с помощью которого предсказывается несколько существенно разных, но одинаково возможных вариантов (альтернатив) будущего развития организации.

Перейти на страницу:
1 2

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.