| 
 
 
Сотрудничество. Конкурентное преимущество может возникнуть в результате создания уникальной сети отношений с поставщиками, дистрибьюторами, клиентами и даже конкурентами. Если стержневые компетенции различных организаций комплементарны, т.е. дополняют друг друга, может возникнуть эффект мультипликации. 
 Знания организации. Компетенции основываются на знаниях и умениях, присущих данной организации. Менеджеры должны совершенствовать пути и способы приобретения знаний. В последнее время знания являются потенциально мощным источником создания новой стоимости. 
 Иную классификацию стратегий предлагают авторы коллективной монографии Гаррет Б., Дюссож П. 
 Стратегия стабильности - сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. 
 Стратегия роста - увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков (разновидностью стратегии роста является вертикальная и горизонтальная интеграция, которая, в частности, проявляется через поглощение, слияние, присоединение и создание совместных организаций). 
 Стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда выживание организации находится под угрозой (разновидностью отмеченной стратегии являются: стратегия разворота - отказ от неэффективного использования ресурсов и поиск новой стратегии; стратегия отделения - продажа структурного подразделения или выделение его в самостоятельную организацию; стратегия ликвидации - распродажа активов). 
 Одной из самых распространенных моделей анализа других возможных стратегических направлений является матрица ансоффа, представленная на рисунке 10. Эта матрица показывает потенциальные сферы применения стержневых компетенций и генерических (родовых) стратегий. Существуют четыре широкие альтернативы: 
 •проникновение на рынок - увеличение рыночной доли на старых рынках с помощью существующей продукции; 
 •освоение рынка - внедрение на новые рынки и новые сегменты рынка с помощью существующей продукции; 
 •разработка продукта - разработка новой продукции для обслуживания старых рынков; 
 •диверсификация - разработка новых продуктов для обслуживания новых рынков. 
   
 Рисунок 10 - Матрица Ансоффа (компоненты векторного роста) 
 В.Е. Мащенко в монографии, посвященной системному корпоративному управлению, приводит классификацию стратегий в зависимости от уровня принятия решения [8] 
   
 Рисунок 11 - Типология стратегий в зависимости от уровня принятия решений 
 Г.Б. Клейнер полагает, что по содержанию стратегия предприятия должна охватывать решения в области структуры и объемов производства, поведения предприятия на рынках товаров и факторов, стратегические аспекты внутрифирменного управления и т.п. Верхний уровень составляют восемь следующих относительно самостоятельных направлений (видов) стратегии. 
 . Товарно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке. 
 . Ресурсно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства. 
 . Технологическая стратегия - стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов. 
 . Интеграционная стратегия - совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями. 
 . Финансово-инвестиционная стратегия - совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов. 
 . Социальная стратегия - совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами. 
 . Стратегия управления - совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии. 
 Интересный взгляд на эволюцию подходов к разработке стратегий предлагают эксперты международной консультационной фирмы Arthur D'Little: 
 
	
 Перейти на страницу: 1 2 3 4 5  
 
 |