Сущность стратегического управления

Источник: [6]

Из приведенных определений видно, что любая стратегии направлена, прежде всего, на разработку прогноза среды и прогнозных действий организации по адаптации к изменениям внешних условий.

В современной отечественной литературе тоже встречается множество довольно схожих формулировок этого понятия. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Стратегия - это совокупность генеральных (общих) целей и средств их достижения, определяющих направление действий на долговременную перспективу [16].

Стратегия - общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение целей [18].

Стратегия - это унифицированный, исчерпывающий, целостный план, . обеспечивающий выполнение основных задач (поставленных в рамках целей) [9].

В книге И.Н. Герчиковой [2] стратегия фирмы определяется как рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных целей. При этом, сущность ее выработки автор видит в выборе нужного направления развития из множества альтернативных вариантов и направлений производственно-хозяйственной деятельности по избранному пути.

О.С. Виханский и А.И. Наумов [1] рассматривают стратегию как долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции фирмы в окружающей среде, приводящее ее к намеченным целям. Она дает ответ, каким способом, с помощью каких действий фирма может достичь своих целей в условиях изменяющегося конкурентного окружения.

Г.Б. Клейнер в своей работе «Стратегии бизнеса: аналитический справочник» рассматривал различные решения, принимаемые в организации с точки зрения их отношения к стратегии. Разнообразные технико-экономические, финансовые, социальные и другие процессы, протекающие на предприятии, он разделял на три группы:

• процессы использования имеющегося потенциала для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг («производство»);

• процессы создания, наращивания и модернизации потенциала предприятия («воспроизводство»);

• процессы, обеспечивающие создание и развитие самой воспроизводственной базы предприятия («воспроизводство воспроизводства»).

Пользуясь этой классификацией, он соответствующим образом структуризовал и решения, принимаемые на уровне руководства предприятия. Решения, касающиеся использования имеющегося потенциала производственной базы, целесообразно относить к тактическим (рисунок 2). Наиболее важные решения, касающиеся процессов формирования (создания, пополнения, изменения) потенциала, можно отнести к стратегическим. Наконец, решения, которые определяют потенциал для развития воспроизводственной базы, можно было бы назвать суперстратегическими.

Рисунок 2 - Основные процессы производства и воспроизводства и классификация решений по управлению предприятием

Решения второго и третьего типов (стратегические и суперстратегические) объединяются общим термином «стратегические решения». [14]

Рассмотренный спектр отечественных определений понятия «стратегия» также показывает, что сущность стратегии - в разработке прогнозов среды и действий фирмы по адаптации организации к изменениям внешних условий. Значит стратегия - это прогнозная модель, что в явной форме сформулировано Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Дж. Лэмпелом [10] «стратегия - это принцип поведения или следования некой модели поведения». Понятие стратегии как обобщающей модели действий, необходимых для достижения поставленных целей показано на рисунке 3.

Рисунок 3 - Определения стратегии организации

После раскрытия сущности понятий «стратегия», «стратегия организации» перейдем к рассмотрению сущности стратегического управления (рисунок 4).

Рисунок 4 - Базовое представление о стратегическом управлении. Источник: [6]

По своей сути стратегический подход к управлению предполагает ответ на три основных вопроса управления [16]:

. Чего мы хотим добиться в результате нашей деятельности? (Модель желаемого состояния). Здесь речь прежде всего идет о постановке целей, исходя из видения руководством фирмы своего бизнеса в определенном будущем. При этом следует посредством анализа оценить возможные изменения в окружающей среде, которыми можно воспользоваться для эффективного достижения целей, и те перемены, которые могут помешать организации в достижении своих целей . Таким образом создается некий идеал организации, к которому следует стремиться (модель идеальной ситуации).

Перейти на страницу:
1 2 3 4

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.