| 
 
 
«Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе» (Виханский, 1998). 
 Различный процесс разработки стратегии является процессом творческим, хотя на практике используются широко известные подходы, основные идеи которых изложены ниже. 
 Например, А. Томпсон и Дж. Стрикленд (1998) предлагают следующие основные этапы: 
 . формирование стратегического видения организации; 
 . постановка целей; 
 . разработка стратегии; 
 . реализация стратегии; 
 . оценка результатов и корректировка стратегического видения. 
 Ниже приводится рисунок 1, показывающий общую схему разработки стратегии (Лапыгин, 2004). 
   
 Рисунок 1 - Общая схема разработки стратегии (Лапыгин, 2004) 
 Б. Карлофф (1996) выделяет девять основных факторов, определяющих стратегию любой фирмы и придающих ей специфические свойства: 
 . Корпоративная миссия, по формулировке которой можно судить о самой стратегии. С течением времени миссия устаревает, что вносит неопределенность в решения о направлениях конкурентной борьбы, средствах ее осуществления и т.п., и тогда встает вопрос о разработке нового ее варианта на основе анализа рыночного спроса и динамики общественных потребностей. 
 . Конкурентные преимущества, отражающие наиболее благоприятные для фирмы способы ведения конкурентной борьбы (низкий уровень издержек, высокое качество и т.п.); считается, что они влияют на выбор стратегии в наибольшей степени. 
  Организация бизнеса, характеризующаяся способом деления фирмы на отдельные подразделения, их дифференциацией и интеграцией. 
  Продукция, выпускаемая фирмой, ее соответствие запросам и нуждам потребителей; особенности ее сбыта и послепродажного обслуживания. 
 . Ресурсы, которыми фирма располагает для инвестирования в различные сферы деятельности и текущего производства. 
 . Ожидаемые изменения структуры фирмы в результате приобретения или продажи ее предприятий, филиалов и т.п., осуществляемые с целью ее улучшения. 
 . Рынки и их границы, в основе которых лежат не только географические факторы, но и особенности продукции, и круг ее потребителей. 
 . Программы совершенствования производства, расширения рынков сбыта, повышения деловой активности, развития научных исследований и разработок. 
 . Культура и компетентность управления, характеризующиеся уровнем притязаний, предприимчивости, способности к лидерству, отношением к людям, работе, успехам и неудачам (Карлофф, 1996). 
 Таблица 1 
 Примеры определений понятия «стратегия»    |  
 Определение стратегии   |   
 Автор   |     |  
 1. Стратегия как метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов   |   
 А. Чандлер   |     |  
 2. Стратегия - «всеобъемлющая ориентация планов или действий, которая устанавливает критическое направление и управляет распределением ресурсов. Это фокус действий, представляющих собой «лучшую догадку» относительно того, что необходимо сделать для обеспечения долговременного процветания» 3. Стратегия как метод определения конкурентных целей организации   |   
 М. ФалмерГарвардская школа бизнеса   |     |  
 4. Стратегия как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны. Стратегия как решение компромиссов в конкуренции. Суть стратегии состоит в том, чтобы выбрать то, от чего отказаться. Без компромиссов не было необходимости выбирать и, таким образом, не было необходимости в стратегии   |   
 М. Портер   |     |  
 5. Стратегия как способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней 6. Стратегия как детальный и всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения исполнения миссии организации и достижения ее целей в долгосрочной перспективе 7. «Стратегия вовсе не означает тщательно продуманную систему логически взаимосвязанного набора правил и процедур, позволяющих перейти от А к В и даже к С. В Японии под стратегией понимается готовность к событиям, которые происходят за границами действенности системы управления»   |   
 И. Ансофф, Стейнер, П. Лоранж М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури Ч. Макмиллан   |     |  
 8. Стратегия как паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое 9. Суть стратегии состоит в том, чтобы создавать конкурентные преимущества на завтра быстрее, чем конкуренты смогут сымитировать те, которыми вы обладаете сегодня   |   
 Дж.Б. Куинн Г. Хэмел К.К. Прахалад   |     |  
 10. Стратегия, как набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности   |   
 А. Томпсон   |     
	
 Перейти на страницу: 1 2 3 4  
 
 |