Рекомендации по уменьшению рисков сделок по слияниям и поглощениям промышленных компании

Проекты по слиянию/поглощению компаний отличаются значительной сложностью в силу их комплексности. Для уменьшения степени сложности общий процесс необходимо разделить на отдельные фазы (этапы). В силу специфики отдельных слияний/поглощений (по объему, участникам и содержанию) невозможно сформулировать единообразную структуру процесса, применимую во всех случаях, поэтому схему приходится приспосабливать к конкретной ситуации. В научной литературе существует множество различных способов структурирования процесса слияний/поглощений.

Таблица 3.5

Структурирование процессов слияний и поглощений в соответствии с различными авторами

Автор

Фазы

Автор

Фазы

Ларсьер (1973)

Определение причин слияния/поглощения Подготовка Переговоры Фиксация результата

Коененберг (1988)

Разработка стратегии Поглощение Создание стоимости Реализация прибыли

Юнг (1983)

Планирование слияния/поглощения Выбор предприятия-цели Предварительное исследование Детальное исследование После приобретения

Вебер(1989)

Cоздание организационных предпосылок Выбор лучших кандидатов Оценка кандидатов Проведение сделки Интеграция

Парсонс (1984)

Определение собственных возможностей Выбор подходящих направлений развития Разработка стратегии развития направлений Идентификация и оценка подходящих компаний-целей Переговоры и поглощение Реализация стратегии

Круегер (1988)

Фаза инициирования сделки Поиск Оценка и выбор Kонтакт и переговоры Поглощение и интеграция Фаза скоординированных действий

Как видно из таблицы 3.5, различные классификации отличаются в основном по степени детализации разбиения общего процесса. Естественно, в каждом конкретном случае последовательность и содержание отдельных подпроцессов могут отличаться от вышеприведенной схемы. Нередки и случаи пересечения отдельных стадий процесса, однако почти всеми участниками процесса в рамках концерна отмечена полезность и общая применимость данной схемы.

. Предложения по уменьшению риска сделок на этапе разработки стратегии.

Стадия интеграции рассматривается как ключевая в процессе слияния, что неудивительно в силу ее основополагающего характера. Далеко не каждая компания имеет четко сформулированную стратегию развития. Однако без четкого формулирования целей невозможно и их достижение. Разработка правильной общей стратегии компании и в ее рамках стратегии слияний и поглощений, если данный способ экспансии предприятия осознанно выбран в качестве оптимального, так важна для конечного успеха. Несмотря на это лишь редкие компании имеют данную стратегию.

В рамках стратегии фиксируются основополагающие цели компании (включая миссию - наиболее обобщенное представление о желаемом месте компании в долгосрочной перспективе, рисунок 3.1.) и общие пути их достижения. В общем случае цели компании находятся на стыке идеальных представлений о будущем компании и реальности.

Рис. 3.1 Схематичное представление составных частей стратегии компании

При этом под идеальными представлениями понимается желаемая доля рынка, целевой сегмент, ценовой уровень, в то время как реальность либо подкрепляет желания возможностями, либо заставляет отказаться от несбыточных иллюзий. Именно вследствие отсутствия стратегии возникают ситуации, когда уже после проведения слияния выясняется, что приобретенная компания по тем или иным причинам не вписывается в портфель продукции и выбранные направления поглотившей компании. Поэтому необходимо подключать сотрудников отдела стратегического планирования уже на ранних стадиях сделки.

. Предложения по уменьшению риска сделок на этапе интеграции

Уже на стадии заключения договора о слиянии или поглощении должна быть введена в действие интеграционная команда, состоящая из специалистов в разных областях, для анализа существующих процессов в поглощаемой компании, их оптимизации и разработки новых процессов, действующих уже для объединенной компании. При этом очень важно правильно подобрать участников команды.

Перейти на страницу:
1 2 3

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.