Конкурентные преимущества фирмы

А сложность воспроизведения самих ресурсов и способностей позволяет фирме удерживать свое конкурентное преимущество в течение длительного периода времени.

Оригинальное, особо эффективное сочетание уникальных ресурсов и способностей фирмы называется ключевой компетенцией.

В ресурсной концепции происходит изменение сути конкурентной стратегии фирмы - переход от реактивной стратегии к проактивной, т. е. фирма больше не адаптируется к специфике внешней среды, а опережает конкурентов путем создания, удержания и развития специфических, трудно имитируемых конкурентами источников устойчивых конкурентных преимуществ - ключевых компетенций.

Концепция ключевых компетенций была предложена Г. Хамелом и К.К. Прахаладом. Все материальные и нематериальные ресурсы фирмы могут быть трансформированы в ключевые компетенции.

Под ключевыми компетенциями организации обычно понимают оригинальную комбинацию ресурсов (материальных и человеческих), которые позволяют компании добиваться рыночного успеха, или предоставлять потребителям фундаментальные выгоды.

Уникальное сочетание материальных и нематериальных ресурсов фирмы (технических, финансовых, маркетинговых, человеческих, информационных), определяет ее ключевые компетенции, которые, в свою очередь, являются основой для создания устойчивых конкурентных преимуществ.

По Г. Хамелу и К.К. Прахаладу, ключевые компетенции - это области деятельности организации, которые наиболее важны для нее, в которых она добилась относительного совершенства, и которые создают фундаментальную ценность для клиентов; это комплексы способностей и технологий, позволяющие предприятию обеспечить ценность для потребителей и являющихся основой для развития и расширения деятельности.

Рис. 4. Взаимосвязь интеллектуального капитала и ключевых компетенций

Носителем ключевых компетенций является персонал фирмы, обладающий соответствующими знаниями, умениями, навыками, мотивацией, то есть человеческий капитал компании.

Необходимой инфраструктурой развития ключевых компетенций выступает совокупность человеческого и организационного капитала: взаимосвязь особых навыков, умений персонала и инновационных технологий, коммуникационных и информационных систем предприятия, корпоративной культуры и других факторов.

Критериями развития ключевых компетенций фирмы является рост потребительского капитала, удовлетворенность и лояльность клиентов, инвестиционная привлекательность компании.

Итак, с точки зрения нематериальных ресурсов (интеллектуального капитала) ключевые компетенции основываются на совокупности человеческого и организационного капитала и результируются в потребительском капитале фирмы.

И в то же время человеческий, организационный и потребительский капитал являются составными частями интеллектуального капитала фирмы, то есть, ключевые компетенции как базируются на интеллектуальном капитале фирмы, так и вносят свой вклад в его развитие.

Перейти на страницу:
1 2 

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.