Конкурентные преимущества фирмы

Источники формирования конкурентных преимуществ можно рассматривать с позиций трех концепций: институциональной, рыночной и ресурсной.

Институциональная концепция предполагает, что источником конкурентного преимущества является интеграция фирмы в окружающую ее бизнес-среду, ее информационное поле и систему отраслевых и рыночных связей.

Рыночная концепция основана на том, что успешность фирмы в конкурентной борьбе зависит от специфики отрасли, вида и масштаба конкуренции, а так же от поведения самой фирмы на рынке.

Ресурсный подход базируется на утверждении, что рыночное положение предприятия основывается на уникальном сочетании материальных и нематериальных ресурсов фирмы и управления ими, поэтому в качестве источника конкурентных преимуществ выступает уникальная комбинация его оригинальных и труднокопируемых специфических видов ресурсов.

Согласно последним исследованиям рост бизнеса и конкурентоспособности российских компаний все меньше зависит от конъюнктуры, внешней среды и все больше от эффективности использования внутренних ресурсов, главным из которых является интеллектуальный капитал.

Впервые в научной литературе категориальный аппарат данной концепции был сформулирован Р.М. Грантом.

По его мнению, ресурсы являются факторами производственного процесса.

Для производительной деятельности требуются объединение и координация групп ресурсов. Потенциал группы ресурсов в осуществлении определенной задачи или деятельности называется «способностью».

Т.е. ресурсы выступают источником способностей фирмы, а способности являются основным источником его конкурентного преимущества. Сама способность представляет организационную рутину или набор взаимосвязанных рутин.

Организационные рутины - это регулярные и предсказуемые модели деятельности, которые состоят из последовательности скоординированных действий индивидов. Ресурсы и способности создают ренты, т.е. доходы фирм от их использования.

На рис. 2 представлена модель ресурсного подхода к устойчивому конкурентному преимуществу.

Рис. 2. Ресурсный взгляд на устойчивое конкурентное преимущество

В рамках ресурсной трактовки конкурентных преимуществ Р.М. Грант выделяет четыре основных характеристики ресурсов и способностей, являющихся особенно важными детерминантами устойчивости конкурентного преимущества, - это долговечность, прозрачность, мобильность и воспроизводимость (см. рис.3).

Рис. 3. Детерминанты устойчивости конкурентного преимущества

Долговечность конкурентного преимущества зависит от скорости, с которой обесцениваются или устаревают те ресурсы и способности, на которых оно основано.

Причем способности фирмы более долговечны, нежели ее ресурсы, так как фирма может осуществлять поддержание способностей путем замены некоторых ресурсов по мере их износа или выбытия.

Прозрачность преимущества связана с возможностью конкурентов выявить способности, лежащие в основе данного конкурентного преимущества, а после этого определить ресурсы, которые необходимы для воспроизведения данных способностей.

Несовершенная мобильность ресурсов и способностей обуславливает то, что перемещение большинства ресурсов и способностей от одной фирме к другой весьма затруднительно и, следовательно, приобретение конкурентами на равных условиях ресурсов, необходимых для воспроизведения конкурентных преимуществ устоявшихся фирм, маловероятно.

Перейти на страницу:
1 2

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.