Управление трудовыми ресурсами

первичная, т. е. приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений);

вторичная, т. е. приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например при переходе в ранг руководителя).

Обучению работников предприятия уделяется большое внимание уже при приеме на работу.

В организации существует потребность в обучении, включающем переподготовку и повышение квалификации работников. Обучение персонала охватывает мероприятия по внутризаводскому, внезаводскому обучению и самоподготовке.

Обучение персонала позволяет использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, такое обучение создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника. Оно ускоряет процесс адаптации работника к изменяющимся условиям производства на том же самом рабочем месте.

На данном предприятии сложились две формы обучения персонала организации: на рабочем месте (внутризаводское и самоподготовка) и вне его (внезаводское).

Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Для рабочих используется следующие методы обучения: теоретический материал изучается в группах, в учебных аудиториях, а производственное обучение происходит непосредственно на рабочем месте под руководством мастера или бригадира.

Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются:

метод усложняющихся заданий;

смена рабочего места (ротация);

направленное приобретение опыта;

производственный инструктаж;

использование работников в качестве ассистентов;

метод делегирование (передачи) части функций и ответственности;

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы. Система повышения квалификации специалистов включает периодическое обучение (1 раз в пять лет) на курсах в системе повышения квалификации, а также регулярное участие в постоянно действующих семинарах.

Важнейшими методами обучения вне рабочего места являются:

чтение лекций;

проведение деловых игр;

разбор конкретных производственных ситуаций;

проведение конференций и семинаров;

формирование групп по обмену опытом;

создание кружков качества.

Изучив систему управления трудовыми ресурсами на предприятии ОАО "ПНТЗ", можно выделить следующие проблемы и дать рекомендации по улучшению системы управления персоналом на данном предприятии.

) Недостаточно сложенное кадровое планирование.

Кадровое планирование должно базироваться на программировании процесса развития персонала, повышении его компетентности с целью создания профессионального корпуса служащих, способных обеспечить эффективное управление. Такие результаты не могут быть достигнуты без создания эффективной системы планирования потребности в персонале, технологии планирования служебной карьеры и программ оценки труда.

Однако в данный момент разработка технологий стратегического планирования сдерживается отсутствием разработанных стратегий развития системы управления в целом, что не дает возможность проводить даже оперативного планирования и приводит к работе на уровне реагирования на постоянно изменяющиеся потребности организационных структур.

) Процесс отбора персонала

При процессе отбора персонала хотелось бы порекомендовать службам управления персоналом данного предприятия побольше уделять влияние различным творческим и рационализаторским предложениям работников, так как можно подчеркнуть новые интересные предложения, которые в дальнейшем можно использовать при управлении. Чтобы развить интерес к проявлению инициативы работниками, можно предлагать какие-либо поощрения (материальные, моральные, льготы и т.д.)

) Адаптация вновь принятых работников

Поскольку процесс адаптации вновь принятого работника требует определенных затрат времени и материальных затрат, необходимо оптимизировать процесс интеграции нового сотрудника в какой-либо отдел, цех (и вообще в организацию) с минимальной потерей времени и быстрым выходом на уровень эффективного функционирования.

Перейти на страницу:
1 2 3

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.