Морально-этические основы подготовки управленческих решений

В процессе подготовки и реализации УР руководитель может ощутить противодействие или взаимодействие потенциальных исполнителей и потребителей решения. Эта реакция зависит от социально-психологической проработки УР, задача которой заключается в обеспечении согласованности потребностей и интересов управляющей и управляемой системы, достижения требуемого уровня социальной справедливости.

Социально-психологическая согласованность может быть отражена в тексте управленческого решения как его составная часть либо создана в процессе подготовки и реализации этого решения как внешняя аура (рис. 1).

Для первого варианта в текст УР, наряду с констатирующей и распорядительной частями, вводят социально-психологическую часть. Таким образом, текст УР несколько расширится. При втором варианте руководитель формирует социально-психологическую согласованность за счет дополнительных мероприятий организационного, экономического, социального и психологического характера. Например, руководитель убеждает исполнителей в актуальности УР или сам принимает активное участие в подготовке УР.

Рисунок 1. Результаты воздействия управленческого решения на исполнителя (Сплошной линией обозначено взаимодействие при подготовке и реализации УР, а пунктирной - противодействие)

Согласованность реализуется за счет использования социологических и психологических методов управления при реализации УР. Рассматриваемые методы основаны на удовлетворении социальных потребностей и интересов человека и коллектива. Напомним, что для человека - это потребность в порядке, стабильности, информации, безопасности, управлении, творческом труде, вере, любви, семье, знаниях, патриотизме, общении, самовыражении и самопроявлении. К социальным потребностям коллектива относятся: организация и управление, саморазвитие, безопасность и прибавочный продукт.

Этическая составляющая согласованности, в частности, может быть достигнута за счет выполнения правил риторики. Суть их в следующем:

§ основная масса предложений, составляющая приказ или устное выступление руководителя, должна включать 6-9 слов;

§ предложения должны быть полными по построению: существительные, глаголы, прилагательные, предлоги и др.;

§ в тексте выступления должны быть элементы заинтересованности каждого присутствующего человека;

§ продолжительность выступления руководителя или чтения его выступления должна соответствовать важности темы;

§ выступление должно быть эмоциональным и решительным;

§ в процессе выступления желательно кроме закрытых вопросов (самому себе) задавать открытые вопросы аудитории,

§ выступление должно быть преимущественно публичным, то есть осуществлением зрительного контакта с аудиторией;

§ темп выступления должен быть рассчитан так, чтобы слушатели имели время обдумать некоторые высказанные предложения.

Убыстряющийся темп хозяйственной деятельности предъявляет повышенные требования к коллективу и его работоспособности, к психической устойчивости человека, коммуникабельности, гибкости и неординарности мышления. А это повышает значимость этико-социальных методов.

Любая компания представляет набор социальных групп по возрасту, личностным качествам, профессионализму. УР должно этические особенности всех социальных групп для обеспечения взаимодействия между участниками принятия управленческих решений. Для этого необходимо управлять социальной адаптацией и социальной мобильностью персонала. Социальная адаптация заключается в привитии навыка индивиду к совместной работе с другими работниками по установленным в компании формальным и неформальным правилам. Социальная мобильность проявляется в способности индивида менять свое место в горизонтальной или вертикальной иерархии производственных отношений. Для достижения социальной адаптации и мобильности работников используют методы управления социально-массовыми процессами, методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами, методы управления индивидуально-личностным поведением. Методы управления социально-массовыми процессами основаны на теории систем и объективных законах организации законе синергии, самосохранения, пропорциональности и композиции, развития и др. Они полезны для больших коллективов исполнителей УР, например, для разработчиков партийных программ, экономической стратегии развития больших компаний.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.