Характеристика профессиональных способностей руководителя

Роль лидера определяет межличностные отношения менеджера с подчиненными, интеграцию нужд сотрудников и потребностей организации как условие эффективной работы. Менеджер стремится мотивировать подчиненных и принимает на себя ответственность за прием на работу, повышение квалификации и повышение по служебной лестнице. Данное положение должно находить постоянное подтверждение в большинстве видов деятельности, в которых принимают участие подчиненные, однако особое значение имеет роль лидера в формировании видения будущего компании.

Выступая в роли связующего звена, менеджер концентрирует внимание на отношениях за пределами организации, на создании основанной на взаимовыгодном удовлетворении интересов ее участников информационной сети, объединяющей клиентов, чиновников, поставщиков, потребителей. Для некоторых менеджеров, в частности сотрудников отдела сбыта, роль связующего звена является первостепенной и отнимает большую часть их времени и энергии.

Информационные роли. Играя роль лидера и связующего звена, менеджер получает доступ к ценной внутренней и внешней информации, превращаясь в своего рода нервный центр организации. Занимаясь информационными аспектами управленческой деятельности, менеджер исполняет три роли – наблюдателя, проводника и оратора.

Управленческие решения принято считать продуктом труда руководителя или зоной ответственности за намечаемые и предпринимаемые действия. В этой связи Г. Минцберг определил четыре роли менеджера – инициатора, устранителя проблем, распределителя ресурсов и лица, ведущего переговоры. Изменения, происходящие в организации, – это результаты инициативных действий или усилий со стороны менеджеров. Устранитель проблем имеет дело с ситуациями, которые возникают под влиянием самых различных и зачастую непредсказуемых обстоятельств. Менеджер является должностным лицом, за которым закреплены те или иные права по распределению ресурсов. Реализация этих прав требует принятия решения относительно определения и распределения ресурсов – по их видам, объемам, исполнителям и срокам. Лицо, ведущее переговоры, также может принимать решения, связанные с ответственностью за использование тех или иных ресурсов, – информационных, материальных, финансовых, человеческих и временных [50,html].

Таблица 1 – Роли руководителя по Минцбергу

Роль

Описание

Характер деятельности

1

2

3

Межличностные роли

Главный руководитель

Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера

Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности

Фактически все управленческие действия с участием подчиненных

Связующее звено

Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги

Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами

Информационные роли

Приемник информации

Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организации и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающего в организацию

Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)

Распространитель информации

Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации

Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзор, беседы)

Представитель

Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли

Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам

Роль

Описание

Характер деятельности

1

2

3

Роли, связанные с принятием решений

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает “проекты по совершенствованию”, приносящие

изменения, контролирует разработку определенных проектов

Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах

Ведение переговоров

Устраняющий нарушения

Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений

Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации

Составление графиков, запросы полномочий, составление и контроль бюджетов, планирование работы подчиненных

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.