| 
 
 
Роль лидера определяет межличностные отношения менеджера с подчиненными, интеграцию нужд сотрудников и потребностей организации как условие эффективной работы. Менеджер стремится мотивировать подчиненных и принимает на себя ответственность за прием на работу, повышение квалификации и повышение по служебной лестнице. Данное положение должно находить постоянное подтверждение в большинстве видов деятельности, в которых принимают участие подчиненные, однако особое значение имеет роль лидера в формировании видения будущего компании. 
 Выступая в роли связующего звена, менеджер концентрирует внимание на отношениях за пределами организации, на создании основанной на взаимовыгодном удовлетворении интересов ее участников информационной сети, объединяющей клиентов, чиновников, поставщиков, потребителей. Для некоторых менеджеров, в частности сотрудников отдела сбыта, роль связующего звена является первостепенной и отнимает большую часть их времени и энергии. 
 Информационные роли. Играя роль лидера и связующего звена, менеджер получает доступ к ценной внутренней и внешней информации, превращаясь в своего рода нервный центр организации. Занимаясь информационными аспектами управленческой деятельности, менеджер исполняет три роли – наблюдателя, проводника и оратора. 
 Управленческие решения принято считать продуктом труда руководителя или зоной ответственности за намечаемые и предпринимаемые действия. В этой связи Г. Минцберг определил четыре роли менеджера – инициатора, устранителя проблем, распределителя ресурсов и лица, ведущего переговоры. Изменения, происходящие в организации, – это результаты инициативных действий или усилий со стороны менеджеров. Устранитель проблем имеет дело с ситуациями, которые возникают под влиянием самых различных и зачастую непредсказуемых обстоятельств. Менеджер является должностным лицом, за которым закреплены те или иные права по распределению ресурсов. Реализация этих прав требует принятия решения относительно определения и распределения ресурсов – по их видам, объемам, исполнителям и срокам. Лицо, ведущее переговоры, также может принимать решения, связанные с ответственностью за использование тех или иных ресурсов, – информационных, материальных, финансовых, человеческих и временных [50,html]. 
 Таблица 1 – Роли руководителя по Минцбергу    |  
 Роль   |   
 Описание   |   
 Характер деятельности   |     |  
 1   |   
 2   |   
 3   |     |  
 Межличностные роли   |     |  
 Главный руководитель   |   
 Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера   |   
 Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства   |     |  
 Лидер   |   
 Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности   |   
 Фактически все управленческие действия с участием подчиненных   |     |  
 Связующее звено   |   
 Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги   |   
 Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами   |     |  
 Информационные роли   |     |  
 Приемник информации   |   
 Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организации и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающего в организацию   |   
 Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)   |     |  
 Распространитель информации   |   
 Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации   |   
 Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзор, беседы)   |     |  
 Представитель   |   
 Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли   |   
 Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам   |     |  
 Роль   |   
 Описание   |   
 Характер деятельности   |     |  
 1   |   
 2   |   
 3   |     |  
 Роли, связанные с принятием решений   |     |  
 Предприниматель   |   
 Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает “проекты по совершенствованию”, приносящие 
 изменения, контролирует разработку определенных проектов   |   
 Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности   |     |  
 Ведущий переговоры   |   
 Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах   |   
 Ведение переговоров   |     |  
 Устраняющий нарушения   |   
 Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений   |   
 Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы   |     |  
 Распределитель ресурсов   |   
 Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации   |   
 Составление графиков, запросы полномочий, составление и контроль бюджетов, планирование работы подчиненных   |     
	
 Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6  
 
 |