Характеристика профессиональных способностей руководителя

Эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации. В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанным ему предприятием. В литературе по руководству персоналом выделяется разное количество таких ролей [36, с. 118].

Анализ ролей предполагает рассмотрение и выполнения индивидуумами взятых на себя обязательств в определенных социальных ситуациях во взаимодействии с другими людьми. Аналогичные процессы формируют и содержание действий менеджеров, которые в свою очередь участвуют в определении обязанностей других сотрудников организации. Чтобы избежать двусмысленностей, мы используем терминологию, предложенную Д. Катцем и Р.Каном:

Роль – сумма ожиданий окружающих по отношению к занимающему определенную должность индивиду.

Ролевое множество – индивиды или институты, имеющие какие-либо ожидания по отношению к человеку [15, с. 137-138].

По роли в процессе управления управленческих работников подразделяют на руководителей, специалистов, служащих (технических исполнителей).

Руководитель – это возглавляющий организацию работник, наделенный необходимыми полномочиями для принятия решений и несущий всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива. В современной российской экономике все чаще как синоним понятия «руководитель» употребляется понятие «менеджер» («управляющий»).

Руководители организуют подготовку управленческих решений, принимают управленческие решения и контролируют их исполнение. Труд руководителя является самым сложным и ответственным в системе управления организацией.

Специалисты – работники, выполняющие функции управления, например, экономисты, бухгалтеры, специалисты по управлению персоналом, по связям с общественностью, по маркетингу, юристы. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей в соответствии с приказами и распоряжениями, технико-технологическими нормативами, организационными регламентами, квалификационными требованиями. В их деятельности преобладают логические операции, не исключающие творчества.

Служащие (технические исполнители) – работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей, например, секретари, машинистки, архивариусы, операторы. Они выполняют информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой рутинной работы и обеспечивая их необходимой информацией. В их деятельности используются стандартные процедуры и операции, поэтому она в большей степени подвергается нормированию, чем другие категории.

В целом же все категории управленческих работников принимают участие в разработке и реализации управляющих воздействий, что отражено на рисунке В.1 в приложении В [38, с. 69].

Руководитель организации – человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. В своих определениях лидерства в организации многие авторы старались четко сформулировать тот особый компонент, который вносит сам лидер. Например, Д.Катц и Р.Кан рассматривают лидерство как «оказывающий влияние элемент, который появляется помимо механического исполнения рутинный поручений организации». В своем определении лидерства Питер Друкер развивает эту мысль дальше: «Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки» [30, с. 164].

Ролевое поведение человека на производстве позволяет ему избрать способы взаимодействия с окружающими: или принять существующие в организации нормы поведения, цели и средства их достижения; или не принять их и выступить против данного коллектива. В зависимости от склада характера и типа темперамента ролевое поведение человека может быть охарактеризовано следующим образом [29, с. 57].

Г. Минцберг предложил собственную модель, в которой главные роли играют десять «актеров», образующих три «ансамбля»: межличностный, информационный и принимающий решения.

Межличностные роли возникают непосредственно из формальных полномочий и статуса менеджера и включают в себя отношения с другими индивидами как в организации, так и за ее пределами. В роли главы менеджер прежде всего является символом организации. Статус высшего руководителя требует от него выполнения социальных, официальных и церемониальных обязанностей, таких как приветствие очень важных персон, посещающих организацию, подписание официальных документов, награждение сотрудников по случаю ухода в отставку. Некоторые недооценивают важность выполнения такого рода обязанностей, однако они символизируют, что руководитель никогда не забывает о сотрудниках организации, ее клиентах и обществе.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.