Система планирования деятельности организации, сущность, цели и принципы планирования

Принцип непрерывности - сочетание и преемственность стратегических, так тактических текущих планов. В организационном отношении это означает непрерывность самого процесса планирования, а так же их увязку по принципу прямой и обратной связи. Принцип сбалансированности означает поддержание пропорций между производством и потреблением, с одной стороны, производством и материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами - с другой.

Среди принципов рыночной экономики можно выделить принципы гибкости, точности, участия, координации и интеграции, монетарности. Гибкость означает, что система планирования должна быстро приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды предприятия. Принцип точности зависит от периода планирования. При стратегическом планировании ставятся цели и определенные пути из достижения, составляются укрупненные расчеты. Более высокая степень точности планов достигается при текущем и оперативном планировании. Принцип участия предполагает привлечение широкого круга работников предприятия к разработке планов. Принцип координации устанавливает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими.

Принцип интеграции предполагает взаимоувязку планов на всех уровнях внутрипроизводственного планирования. Принцип монетарности заключается в том, что вся система планирования должна быть нацелена на достижение оптимального дисконтирования финансового результата и поддержание постоянной ликвидности предприятия.

Под методом планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, программ и планов. Методы планирования призваны выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в области планирования в социально-экономических объектах.

По степени формализации методы планирования можно подразделить на интуитивные и формализованные [17, с. 108].

Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта, или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы экономико-математического моделирования. Они базируются на методах математической теории.

Как видно на рисунке 1.2 среди основных методов планирования можно выделить следующие. Балансовый метод представляет собой совокупность приемов, используемых для увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этого приема - добиться баланса между показателями. Нормативные методы базируются на применении научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов. Под нормой понимается регламентированная величина абсолютного расхода ресурсов на единицу продукции или на выполнение единицы работы.

Аналитические методы или методы экономического анализа чрезвычайно разнообразны, но общим для них является разложение причин экономического явления на отдельные факторы и нахождение степени влияния этих факторов на конечный результат.

Программно-целевой метод предусматривает разработку комплексных программ, которые представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс производственных, научно-исследовательских и организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Метод дисконтирования применяется для приведения разновременных затрат и результатов к начальному расчетному году. Методы экономико-математического моделирования позволяет решать задачи отыскания минимальных или максимальных значений целевой функции [17, с. 110].

Перейти на страницу:
1 2 3 4

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.