Управленческий анализ деятельности хозяйствующего субъекта на примере ЗАО Мебельный центр Благовещенский

Эффективно управлять организацией или ее подразделениями в современных условиях невозможно без глубокого понимания сущности и содержания менеджмента.

Что же собой представляет «менеджмент»? «Менеджмент» имеет достаточно широкое толкование - управление, влияние, искусство управления, способ управления и т.п. С лингвистической стороны, слово «менеджмент» образовано от menaqe (с франц. - домоводство; to menaqe с англ. - искусство объезжать лошадей). В той или иной мере понятие “менеджмент” отражает воздействие или влияние, но это достаточно узкое трактование. Менеджмент - сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:

· умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

· функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов;

· область человеческого знания, помогающая управлять;

· определенную категорию людей (социальный строй), осуществляющих управление;

· орган управления, административная единица.

Хотя понятие “менеджмент” и “управление” близки по значению, однако термин “управление” намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности, к сферам и органам управления.

Современный менеджмент - особая отрасль знаний и профессиональной подготовки предпринимателей, руководителей и специалистов во всех сферах деятельности. Без глубокого и систематизированного овладения менеджментом невозможно эффективно управлять предприятиями, организациями, объединениями.

Основной целью анализа управленческой деятельности является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.

Цель проекта: провести управленческий анализ закрытого акционерного общества Мебельный центр «Благовещенский», функционирующий в г. Калуга.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ среды организации.

1.1. Анализ макросреды.

1.2. Анализ ближайшего окружения.

1.3. Анализ внутренней среды организации.

2. Анализ эффективности основных функций менеджмента предприятия.

2.1. Анализ эффективности планирования.

2.2. Анализ эффективности организации

2.3. Анализ эффективности мотивации.

2.4. Анализ эффективности контроля.

Объектом исследования выбрано ЗАО Мебельный центр «Благовещенский» в г. Калуге и на территории Калужской области.

Организация занимается торговлей мебелью, сопутствующими товарами и фурнитурой.

В качестве предмета исследования в проекте рассматриваются внешняя и внутренняя среда предприятия, а также процесс управления деятельностью предприятия.

Закрытое акционерное общество - форма организации публичной компании; (общепринятое сокращение - ЗАО) - акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (в противоположность открытому).

Акционеры такого общества имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами. Число участников закрытого акционерного общества ограничено законом. Как правило, закрытое акционерное общество не обязано публиковать отчётность для всеобщего сведения, если иное не установлено законом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

управленческий анализ внутренняя среда

Закрытое акционерное общество Мебельный центр «Благовещенский» было основано в г. Калуга вначале 2003 г. Основной офис расположен по адресу: ул. Суворова, д. 116.

Основной деятельностью ЗАО Мебельный центр «Благовещенский» является торговля мебелью: кухонными гарнитурами, детскими наборами и мягкой мебелью, а также сопутствующими товарами и фурнитурой.

В начале своей деятельности упор делался на торговлю офисной мебелью. Товар приобретался по договорам поставок с условиями отсрочки оплаты преимущественно у московских фирм-посредников. Анализируя положение дел и тенденции развития организации, можно сказать, что торговые точки не давали достаточного уровня рентабельности и отдачи на вложенный капитал. Рентабельность была порядка 15-20%, а накладные расходы высокими. Исходя из этого, в 2005 г. руководство фирмы приняло решение о расширении ассортимента и изменении сбытовой политики.

За один год работы процесс реализации управленческих решений позволил усилить маркетинговый отдел и направить усилия на изменения условий работы с поставщиками, появились свободные активы. Это дало возможность приобретать продукцию напрямую у производителей, минуя посреднические организации и повысить рентабельность продаж до 30-35%.

Позднее, с появлением на рынке крупных фирм, специализирующихся на производстве и реализации офисной мебели руководство ЗАО Мебельный центр «Благовещенский» решило отказаться от реализации этого вида мебели и направить свою деятельность на удовлетворение потребительских запросов жителей региона.

Деятельность организации построена следующим образом: продукция закупается у производителей мебели и фурнитуры, доставляется до складского помещения и продается конечному потребителю через сеть торговых точек (один собственный магазин и две торговые площадки, арендованные в крупных торговых центрах). Мебель доставляется до торговой точки собственным автотранспортом, там разгружается и выставляется на продажу.

Доставка товара покупателям осуществляется транспортом фирмы-продавца на различных условиях в зависимости от географического положения покупателя. Для обеспечения бесперебойности данного направления фирма имеет парк автомобилей.

Для удобства и экономии времени покупателей в фирме имеется штат сборщиков мебели, которые производят сборку доставленной мебели бесплатно для покупателя.

Ценовая политика формируется исходя из анализа покупательского спроса.

Соответствующим образом осуществляется рекламная компания. В техническом плане она представлена установкой на территории города и области рекламных щитов, баннеров, размещением рекламы на местном телевидении и радио.

АНАЛИЗ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или непосредственное окружение) и макросреду (или среду прямого воздействия).

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. В этой части анализа рассматриваются политико-правовые, технико-экономические, социокультурные, экологические и подобные факторы.

Изучение микросреды предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии, это: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры. Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, финансы, персонал, структура управления.

Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка - две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное, внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.

     

    Как стать лидером

    На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

    Анализ потребителей

    Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

    Выбор карьеры

    Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.