Теории мотивации труда

Сторонником формирования мотиваций к труду через стремление к реализации потребностей является американский социолог А. Маслоу, разработавший шкалу потребностей. Согласно этой шкале человек поднимается от одной потребности к другой. После того, как цель достигнута, актуальность первой потребности теряется, возникает другая и так далее. Таким образом, человек мотивирует своё отношение к труду в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей.

Материальные, интеллектуальные и социальные потребности у А.Маслоу расположены в виде пирамиды. Первая группа потребностей объединяет физиологические потребности (семья, жилище, пища, одежда). Эти потребности основополагающие и А.Маслоу располагает их в основании пирамиды. Вторая группа, объединяющая экзистенциональные потребности (безопасность, комфорт, предсказуемость условий существования личности и членов его семьи), располагается на второй ступени. Третья группа потребностей носит социальный (общественный) характер и включает стремление быть членом общества, иметь определённые социальные связи, соответствующее личности общение. Четвёртая группа потребностей выражает стремление индивидуумов к обеспечению самоуважения, признания, достижения определённого статуса, получения выражений одобрения. На вершине пирамиды потребностей личности располагается пятая группа потребностей - самовыражение, самоактуализация, самореализация.

Автором другой теории мотивации труда, стал социолог Херцберг, утверждающий, что только два фактора влияют на мотивацию труда. Первый фактор - условия труда, величина заработка, льготы, социальный статус, гарантии занятости (при этом факторе хорошо работается, но воздействие на него (изменение его) не ведёт к росту производительности труда). Второй фактор - ответственность и возможность принимать решения. Это условие продвижения по службе, положительная оценка достижений, содержание работы. Данный фактор заставляет человека работать продуктивно и производительно.

Третьей известной теорией мотивации поведения человека является теория ожидания, утверждающая, что мотивации к труду формируются на основе ожиданий, что данный труд приведёт к удовлетворению потребностей и именно данная работа даёт наивысшую вероятность успеха.

Роль личных интересов и мотиваций трудового поведения проявляется через потребности. Потребности формируют интересы, интересы формируют мотивы, мотивы формируют установки.

В обществе с рыночной экономикой существенно различаются мотивации деятельности работников наемного труда и предпринимателей. Мотивация работников к труду определяется на рынке труда, где работник и предприниматель имеют противоположные намерения, следовательно, и мотивации. Работник стремится получить при своей квалификации работу более высокооплачиваемую, в то время как предприниматель стремится получить работу такой же квалификации за меньшую цену.

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.