Два величайших двигателя человеческой мысли -
Это стремление к добру и страх перед злом.
Сэмюэл Джонсон.
Анализ ценности профессиональной деятельности, определение её личностного смысла невозможно без обращения к категориям добродетели, добра и зла. Деятельность будет добродетельна в отношении субъекта деятельности, если она позволит раскрыться его возможностям, проявиться его индивидуальности, позволит трудиться продуктивно, проявить свободу творчества. Деятельность будет добродетельна по отношению к другим, если она позволит реализовать те же этические принципы, что и по отношению к самому себе.
Оценивая связанные с профессиональной деятельностью факторы, способные удовлетворить потребности, с учётом своих способностей, а также условий деятельности (см. приложение 3), человек приходит к решению принять или не принять профессию, а если принять, то в какой мере и в каком аспекте. Принятие профессии порождает желание выполнить её определённым образом, порождает определённую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности.
ЗАКОН ПСИХОГЕНЕЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психологические аспекты изучения деятельности человека связаны с анализом ее системных качеств и характеристик, обладающих определенными периодическими отношениями и свойствами. Можно выделить периоды развития действенных отношений личности. Система развития деятельности человека включает следующие периоды и подпериоды (табл. 1).
Таблица 1
Устойчивые периоды |
Ι |
ΙΙ |
ΙΙΙ |
ΙV | |
Потребностный |
Мотивационный |
Целеустремленный |
Действенный |
Изменчивые подпериоды |
Желаемый |
Субъектно-активный |
Ценностный |
Установочный | |
Активационный |
Согласованный |
Субъектно-склонный |
Акцепторный | |
Устремленный |
Выбранный |
Преобразуемый |
Действенно-управляемый | |
Удовлетворенный |
Саморегулирующийся |
Приобретаемый |
Самореализуемый |
Периоды деятельности - это устойчивые временные количественные показатели в целом, отражающие динамику деятельности человека.
Подпериоды являются качественной стороной эволюции деятельности и характеризуют динамику развития по показателям социальной модальности, внутренней и внешней интенсивности и устойчивости.
В целом отношения в сфере деятельности понимаются как система закодированных в мозгу образов потребного будущего, акцептор результатов действия, регулирующий программу достижения результатов действий и их реализацию. Можно выделить зависимости развития деятельности человека от субъективных факторов (табл. 2).
Таблица 2 Зависимости развития внутренних периодов деятельности от внешних
№ п/п |
Периоды |
Внутренние периоды деятельности | | |
Ι |
ΙΙ |
ΙΙΙ |
ΙV |
1 |
Объективные |
Динамические условия активности человека и его деятельности |
Наличие проблемной ситуации и условий ее развития |
Опосредованная активность действий и условий выполнения операций |
Объективные требования к развитию физиологических функций человека |
2 |
Объективно-субъективные (общечеловеческие) |
Действенный Система произвольной, преднамеренной и опосредованной активности |
Целеустремленный Осознанный образ предвосхищаемого результата, направленного на решение проблемной ситуации |
Мотивационный Побуждения к определению внутренней активности, направленной на выбор предметных действий |
Потребностный Наличие желаний и влечений |
3 |
Субъективные (индивидуальные) |
Индивидуальные особенности выполнения действий |
Индивидуальные особенности постановки цели |
Индивидуальные особенности мотивации |
Индивидуальные особенности развития потребностей |
|