Мотивация деятельности и направление исследования

Человек, выбирая профессию, как бы "проецирует" свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем "богаче" потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большее удовлетворение от труда. Только человек с широкими жизненными интересами, с "богатыми" потребностями способен на вдохновенный, творческий труд и высокую общественную активность.

Анализ научных исследований позволил выделить три основные шкалы классификации мотивов: осознанности - неосознанности, врождённости - приобретённости, качественной характеристики.

Бессознательное и сознательное в мотивации. Мотивация - это сумма всех мотивов человека, совершающего то или иное действие. Мотивы могут быть смешанными. Они бывают осознанными и неосознанными. Зигмунд Фрейд выделил - стремление к сексуальному удовлетворению, стремление к выживанию, стремление к господству над окружающим, эдипов комплекс, стремление к смерти, инцестуальное влечение. Эрих Фромм добавил к мотивациям, выделенным Фрейдом, нарциссизм, стремление к власти и стремление подчинить себя другим, любовь и ненависть, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним. Альфред Адлер считал главным источником мотивации стремление к самоутверждению как компенсацию возникшего в раннем детстве чувства неполноценности.

Врождённое и приобретенное в мотивации: Многие детерминанты человеческой активности уходят корнями в предысторию человека. это безусловно-рефлекторные компоненты поведения. Часто их называют инстинктами. Среди них следует выделить: пищевое, половое и родительское поведение, исследовательские инстинкты, обучение и научение, агрессивность и избегание, доминирование и иерархия, сопереживание, инстинкт свободы.

Качественная характеристика мотивов: В качественном отношении выделяют три категории потребностей: материальные, духовные и социальные. Общая схема основных потребностей представлена на рис.2 (см. приложение 2).

В ряде работ ведущую роль при рассмотрении мотивации поведения человека исследователи приписывают факторам необходимости, долженствования, воли.

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.