Всякая деятельность исходит из определённых мотивов и направлена на достижение определённых целей. Отношение "мотив - цель" - это своего рода "вектор" (как сказано уже было выше), задающий её направленность и интенсивность. В общем смысле мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, а цель - то, чего он стремится достигнуть в процессе её выполнения. Для человека мотив выступает как переживаемая побудительная сила, как причина его деятельности. При этом источник мотива нередко усматривают в мышлении, в сознании.
Однако действительной основой мотива являются потребности. Именно в потребностях нужно искать активность человеческой деятельности. Мотив - это форма их субъективного отражения. При этом в мотивах отражаются не только индивидуальные потребности, но и потребности общества.
Уровень мотивации определяется именно тем, в какой мере в мотивах данного человека отражаются социальные потребности: чем больше в них представлены эти потребности, тем выше оценивается и уровень мотивации.
В течение жизни у каждого человека формируется определённая система мотивов, одни из которых становятся доминирующими, другие - подчинёнными. Эту систему называют мотивационной сферой. Её формирование - важнейшая воспитательная задача.
|