Поговорим о работе в том смысле, приносит ли она удовлетворение. Здесь можно провести чёткую границу между работой, с одной стороны, и тяжёлой и нудной повинностью - с другой.
Такие теоретики управления, как Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и Дуглас Макгрегор, черпали свои идеи из Библии. Если быть точным, то первым границу между работой и изнурительным трудом провёл святой Августин. Работа была естественным состоянием для Адама (с иврита это имя переводится как "человек"). Суть профессии управленца состоит в том, чтобы из хаоса создать порядок. Именно эта задача была возложена на Адама. И только в результате "грехопадения" работа превратилась в тяжёлую обязанность. Таким образом, история сотворения мира содержит в себе попытку "объяснить" существование изнурительного труда на каменистых равнинах Израиля, как свидетельствовали составители Библии, с точки зрения духовности. Возрождение человечества через сошествие Святого Духа приведёт к тому, что работа вновь обретёт свой утерянный первоначальный смысл.
Семена будущего заложены в настоящем. В том, что касается практики управления, то, если Дуглас Макгрегор прав, существуют еще неисчерпаемые ресурсы доброй воли, энергии, творчества и интеллекта как у работающих людей, так и у тех, кто - по собственной вине или нет - в настоящее время является безработным.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализации опосредованных им отношений субъекта и предметной действительности.
Деятельность - категория социальная. Различные виды человеческой деятельности формируются и развиваются в процессе исторического развития общества. При всём своём разнообразии деятельность любого отдельного человека (индивида) включена в систему общественных отношений. Вне этих отношений она вообще не существует. Как именно она существует - это определяется характером общественных (прежде всего производственных) отношений, которые порождаются развитием производства и не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей.
В качестве объяснительного принципа психики вид деятельности используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии (общая, социальная, возрастная, медицинская, инженерная психология, психология труда и зоопсихология). Использование деятельности в качестве объяснительного принципа привело к изменению принципов анализа психики в общей психологии и к разработке положений о планомерном формировании умственных действий, о ведущей деятельности как основе периодизации развития психики, о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельности, о деятельностном проявлении межличностных отношений и т.д.
|