Что дано человеку от природы? Как лучше развивать то, что дано?
Бог сотворил человека по образу Своему и по подобию Своему. Но по-настоящему богоподобным Адам стал, вкусив только плодов от древа познания. И каждый ребёнок, появляясь на свет в образе человеческом, ещё должен стать человеком. А творцом является он сам и Взрослый (учитель, родитель). Взрослый совместно с ребёнком сотворяет в нём человека. И если Бог, сотворяя человека, вызвал его из небытия, совершил акт творчества, то Взрослый сотворяет человека из новорожденного, пробуждая творческие силы, заложенные в ребёнке, и развивая их в совместной деятельности.
Посмотрите, как беспомощен новорожденный! Но через 2-3 месяца пробудятся созидательные истоки активности ребёнка. Они, прежде всего, заключены в стремлении к овладению предметным миром. Но до этого ребёнок должен овладеть своим телом, развить способность совершать целесообразные движения. В движении человек превзошёл все известные машины. В процессе выполнения движения ребёнок вынужден преодолевать огромное число степеней свободы. Он решает сложнейшую двигательную задачу. А раз это задача, то упражнение в её решении приводит к развитию интеллекта.
Но парадокс заключается в том, что ребёнок, обладая огромным потенциалом, ничего не может. Его мозг потенциально может всё, но ничему не обучен. Осуществляя движения, ребёнок учит свой мозг. Ему на помощь должен прийти взрослый. С его помощью ребенок развивается и получает определенные способности и знания, учится жить в этом мире, познавая его шаг за шагом.
Человек многого достиг в познании природы. Это можно сказать уже и о доисторическом времени. Как отмечает К.Леви-Строс, именно в неолите, за несколько тысяч лет до формирования современной науки:…человек утверждает господство великих искусств цивилизации: гончарства, ткачества, земледелия и доместикации животных… И как показывает история, человек улучшает свои познания и способности с каждым последующим поколением. Потому что способности есть проявления личности. Они всегда выражаются в уровне мастерства, в искусстве, искусности человека. Мы оцениваем, как правило, уже реализацию способностей, а не сами способности как таковые. Но способности человека могут входить и нередко входят в противоречие с требованиями внешнего мира. Казалось бы, на первый взгляд, что человек должен, живя в данном мире, считаться с ним. Но, может быть, творческое начало способностей заключается именно в том, чтобы выйти за границы этого мира.
|