Ответ: Особо следует рассмотреть подход Файоля к изучению процесса управления. Любой процесс состоит из ряда взаимозависимых и последовательно сменяющих друг друга функций. Заслуга Файоля состоит в том, что он разделил все функции управления на две основные группы: специфические и общие.
Содержание специфических функций определяется спецификой управляемого объекта. Например, для промышленных предприятий характерны следующие специфические функции управления:
1. основным производством;
2. вспомогательным производством;
. оперативное управление;
. управление технологической подготовкой производства;
. управление трудом;
. управление заработной платой;
. управление реализацией продукции.
Общие функции отражают содержание самого процесса управления независимо от свойств управляемого объекта. К их числу относятся:
Планирование - функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для их достижения средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных ситуациях.
Организация - представляет собой формирование структуры объекта управления и обеспечение его всем необходимым для нормальной работы.
Мотивация - заключается в активизации работающих посредством применения методов экономического и морального стимулирования.
Контроль - это количественная и качественная оценка результатов работы.
Координация - представляет собой достижение согласованности в работе всех звеньев системы посредством установления рациональных связей между ними.
Помимо пяти вышеперечисленных функций Файоль выделял еще одну - административную, которая имела одно принципиальное отличие, позволяющее рассматривать ее обособленно. Административная функция имеет отношение только к управлению персоналом предприятия.
Файоль ставил задачу - научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном
предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».
|