Управление рисками

Управление риском означает правильное понимание степени риска, который постоянно угрожает людям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной деятельности. Главное - идентифицировать возможные области риска применительно к исследуемому предприятию. Риск количественно характеризуется субъективной оценкой ожидаемой величины максимального и минимального доходов (убытков) от конкретного вложения капитала.

Степень риска - это вероятность наступления рискового события; чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем больше и степень риска. Факторы, влияющие на величину степени риска, можно разделить на объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся причины, возникающие во внешней среде предприятия, то есть не зависящие непосредственно от деятельности фирмы. Например, политические, экономические и экологические кризисы, таможенная, налоговая, бюджетная политика государства.

Субъективные факторы связаны непосредственно с внутренней средой фирмы и характеризуют ее деятельность: уровень производительности труда, уровень технического и технологического оснащения, производственный потенциал, система управления, организация труда, маркетинговая, ценовая, инвестиционная политика предприятия.

Стратегия управления риском строится в зависимости от направлений деятельности предприятия. Для эффективного управления риском на предприятиях может создаваться специальное подразделение - отдел управления рисками. Во главе его стоит риск-менеджер, который занимается исключительно проблемами управления риском и координирует деятельность всех подразделений, формирует организационную структуру управления риском на предприятии и разрабатывает основные положения и инструкции, связанные с этой деятельностью (внутренние нормативные документы):

Положение по управлению риском - содержит результаты анализа риска на предприятии и изложение ключевых моментов управленческой стратегии;

Руководство по управлению риском.

Таблица 2

Система управления риском

Цели

Стратегически ориентированный риск-менеджмент

Решения и осуществления

Риск-менеджмент, реализованный в ключевых бизнес-процессах

Мониторинг

Риск-менеджмент как цикличный и непрерывный процесс

Полнота

Риск-менеджмент не может фокусироваться на определенных рисках; Подготовка общего риск-профайла; Фокусировка на специфических рисках после проведения оценки; Использование целого ряда спец инструментов

Понимание

Шаги управляющих (оценка/предпочтение риска/ выбор инструментов управления) должны быть понятны и документированы

Начальным этапом получения необходимой информации о структуре, свойствах исследуемого объекта и имеющихся рисках является Анализ риска. При выявлении рисков определяются все риски, присущие анализируемой системе. Оценка представляет собой качественное и количественное описание выявленных рисков, определение таких характеристик, как вероятность и размер возможного ущерба. Уровень риска зависит от многих факторов, в том числе:

создание и функционирование организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности;

размер компании (фирмы, корпорации);

предмета их деятельности и т.д.

Для того что бы оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать необходимую информацию о носителе риска. Данный процесс называется выявлением риска и включает два основных этапа:

) сбор информации о структуре объекта риска;

) выявление опасностей или инцидентов.

Каждое неблагоприятное событие (риск) обладает такими свойствами, как вероятность наступления, частота наступления и ущерб, выражаемый в натуральном или стоимостном выражении. Ущерб - это ухудшение или потеря свойств объекта. В качестве объекта, обладающего риском, могут выступать: человек (персонал, руководитель предприятия, население), имущество (различные объекты, информация, нематериальные активы) и имущественный интерес (прибыльность, рентабельность, финансовая устойчивость).

Для определения источников риска и его видов необходимо наличие надежного информационного обеспечения. Информация, используемая в риск-менеджменте, должна быть достоверной, качественно полноценной и своевременной, для этого используются официальные источники, подтверждающие актуальность и достоверность данных на момент запроса (иногда риск-менеджеры обращаются за сведениями в консалтинговые компании).

Таблица 3

Источники информации

Источники информации

Внутренние

Внешние

Данные производственного процесса Бухгалтерский учет и отчетность Материалы ревизий и аудита Данные маркетинговых исследований Личный опыт руководителя Каталог факторов риска

Статистические данные Прогнозная информация Экономическая, политическая, демографическая ситуация Сведения о конкурентах, партнерах,

Перейти на страницу:
1 2 3 4

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.