Типы конкурентных преимуществ

Согласно Майклу Портеру, основой эффективности на уровне выше среднего в отрасли является устойчивое конкурентное преимущество.

На рис. 7 представлена его модель Конкурентного преимущества.

Два основных типа конкурентного преимущества по Портеру:

1. Лидерство по затратам (Cost Leadership) (низкие затраты)

2. Дифференциация (Differentiation)

Эти два вида можно рассматривать в широком или узком форматах, результатом чего является третий вид жизнеспособной конкурентной стратегии:

3. Фокусирование (Focus)

Рис. 7. Модель Конкурентного преимущества Портера

Конкурентное преимущество Лидерство по затратам (Cost Leadership) предполагает:

· Достижение Лидерства по затратам означает, что фирма намеревается стать производителем с низкой себестоимостью в своей отрасли.

· Лидер по затратам должен достигнуть паритета или, по крайней мере, приблизиться к основе дифференциации, даже если он полагается на лидерство по затратам в качестве конкурентного преимущества.

· Если больше чем одна компания пытаются достичь Лидерства по затратам, это обычно пагубно для отрасли.

· Часто достигается благодаря экономии от масштаба.

Дифференциация (Differentiation) как вид конкурентного преимущества предполагает:

· Достижение Дифференциации означает, что фирма стремится к тому, чтобы быть уникальной в своей отрасли по ряду параметров, которые высоко ценятся покупателями.

· Такая компания не может игнорировать свою ситуацию с издержками. Во всех областях, которые не влияют на ее дифференциацию, она должна пытаться снизить затраты; в области дифференциации затраты должны быть, по крайней мере, ниже, чем ценовая премия, которую она получает от покупателей.

· Областями дифференциации могут быть: продукт, дистрибуция, продажи, маркетинг, сервисные услуги, имидж, и т.д.

Фокусирование (Focus) как вид конкурентного преимущества предполагает:

· Достижение Фокуса означает, что фирма намеревается стать лучшей в сегменте или группе сегментов.

· Существует 2 варианта фокусирования: Фокус на затратах и Фокус на дифференциации.

Застрявший по середине (Stuck in the middle) :

· Обычно характеризуется прибыльностью на уровне ниже среднего в сравнении с отраслью.

· Все же, привлекательные доходы возможны, если и до тех пор, пока отрасль в целом сохраняет большую привлекательность.

· Проявление отсутствия выбора.

· Особенно опасно для Focusers, которые достигли успеха и после этого начали пренебрегать своим фокусом. Они должны изыскивать другие фокус ниши. А не компрометировать свою фокус стратегию.

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.