Модели принятия решений

Моделирование основывается на применении математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач. Процедура построения модели состоит из нескольких отдельных этапов:

) постановка задачи;

) определение критерия эффективности анализируемой операции;

) количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;

) построение математической модели изучаемого объекта или изучаемой операции;

) количественное решение модели и нахождение оптимального решения;

) проверка адекватности модели и найденного решения;

) корректировка и обновление модели. (15; 23)

В группу экономико-математических факторных моделей входят модели, включающие, с одной стороны, экономические факторы, от которых зависит состояние и изменение управляемого экономического объекта и, с другой стороны, - зависящие от этих факторов параметры (показатели) состояния объекта. Если факторы известны и заданы, то модель позволяет определить искомые, неизвестные параметры. Возможна и обратная постановка задачи, при которой заданы желаемые показатели состояния экономического объекта, а надо с помощью модели установить значения факторов, обеспечивающих достижение требуемых показателей. При подобной постановке факторы представляют искомые управляющие воздействия, способные придать объекту управления желаемое состояние и перевести его в это состояние. Факторные модели чаще всего представлены достаточно простыми в математическом отношении линейными или степенными функциями, характеризующими связь между факторами и зависящими от них параметрами экономического объекта (процесса). (15; 28)

Существует великое множество разнообразных проблем, требующих рассмотрения и разрешения. Что в свою очередь обусловливает наличие и множества моделей, с помощью которых решаются проблемы. Наиболее распространенными являются модели, описанные далее.

Теория игр. Известно, что одним из самых важных критериев, от которых зависит успех деятельности организации, является ее конкурентоспособность. Определенно, если организация способна прогнозировать поведение и действия конкурентов, она обладает преимуществом перед другими организациями. Теория игр - метод моделирования оценки влияния принятого управленческого решения на конкурентов. (16; 31)

Теорию игр первоначально разработали военные с целью использования в военных стратегиях. Это было сделано для возможности принятия во внимание возможных действий противника. Эти игровые модели используются в бизнесе при прогнозировании реакции конкурентов на изменение цен, новые кампании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новых видов продукции. Если, например, с помощью теории игр руководство организации устанавливает, что при повышении цен на производимые товары конкуренты не сделают в ответ того же, ему (руководству), по всей вероятности, придется отказаться от этого шага, чтобы не оказаться в невыгодном положении в конкурентной борьбе. (16; 33)

К сожалению, ситуации реального мира зачастую бывают очень сложными и обычно настолько быстро изменяются, что довольно трудно с точностью спрогнозировать, какова будет реакция конкурентов на изменение тактики поведения фирмы, поэтому теория игр используется достаточно не часто. Но, несмотря на это, теория игр будет полезна, если требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы.

Модели теории очередей (оптимального обслуживания) используются для числа каналов обслуживания при определенном уровне потребности в них: определение количества телефонных линий, троллейбусов на маршруте, операторов в банке и т.п. Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания требуют дополнительных ресурсов, а их нагрузка неравномерна. (17; 41) Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка.

Модели управления запасами. Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг. Но создание запасов требует дополнительных издержек на хранение, складирование, транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала. Модели управления запасами позволяют найти такой уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов. (18; 87)

Модели управления запасами призваны дать субъекту управления ответ на вопрос о том, какой уровень запаса ресурсов следует иметь, как он должен изменяться во времени, обновляться в связи с поступлением и расходованием ресурсов, чтобы обеспечить бесперебойность, надежность протекания экономических процессов и в то же время минимизировать издержки, связанные с хранением, пополнением и расходованием запасов. Так как уровень спроса неожиданно возникающих потребностей в расходовании запасаемых ресурсов носит чаще всего случайный характер, то модели управления запасами должны быть стохастическими, вероятностными. Но в упрощенной постановке возможно и использование детерминированных моделей.

Перейти на страницу:
1 2

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.