Факторы, влияющие на принятие решения

Выбор и процесс принятия управленческого решения несколько неоднозначны и в большинстве случаев зависят от воздействия различных факторов. Область влияния этих факторов довольно широка. Ниже мы рассмотрим наиболее важные факторы, влияющие на качество и эффективность принятия управленческого решения.

Личностные оценки руководителя. В процессе принятия управленческого решения при определении или расстановке приоритетов неизбежно воздействие на эти процессы субъективного личного мнения руководителя. Основным фактором, влияющим на формирование управленческих решений, является система ценностей ЛПР, определяющая действия человека, который принимает решения, и влияющая на выбор этого решения. Как известно, любой индивид обладает своей системой ценностей, определяющей его действия и влияющей на принимаемые им решения.

Среда принятия решения. Она может характеризоваться следующими условиями:

определенность, что означает известность результата каждого из альтернативных вариантов принимаемого решения. В условиях определенности принимается достаточно мало управленческих решений. Но, несмотря на это, встретить их возможно. Такие ситуации с высоким уровнем определенности носят название детерминистские;

риск. К решениям, которые принимаются в условиях риска, относятся те решения, результаты принятия которых не известны, но может быть рассчитана вероятность результата каждого из них. Эта вероятность изменяется от 0 до 1 и определяется как степень возможности свершения данного события. Сумма же вероятностей всех существующих альтернатив должна равняться единице.

неопределенность. Управленческие решения считаются принятыми в условиях неопределенности, если невозможно дать точную оценку вероятности потенциальных результатов.

Культурные различия как фактор, влияющий на принятие управленческих решений, отражают культурные или национальные особенности системы управления. Например, в государстве может применяться мягкий или достаточно жесткий подход к реализации и выработке управленческих решений, в частности, использоваться подходы, ориентированные на индивидуализм (например, в США) или, напротив, направленные в сторону национального коллективизма (например, в Японии).

Информационные ограничения. Для принятия верного решения необходимо обладать достаточным, оптимальным или полным объемом информации. Сбор и обработка информации всегда связаны с затратами времени, труда и денежных средств вне зависимости от того, каким образом эта информация собирается. Поэтому важно изначально оценить затраты на приобретение информации и возможную выгоду от принятого решения.

Согласно определению Н. Винера, информацией являются данные, которые снижают неопределенность в знаниях об объекте и среде управления. Всю располагаемую информацию по характеру отражения в ней свойств объекта можно отнести к следующим видам:

. подсознательная информация, формирующаяся на основе опыта предшествующих поколений, также на основе личного опыта и знаний, приобретенных в процессе обучения, и т.п.;

. предметная информация, которая формируется путем описания процесса или состояния объекта. Результат прогнозирования может иметь только качественный характер;

. формальные статистические данные, получаемые на стадии анализа объекта в ходе разработки управленческого решения. Результатом прогнозирования и планирования на базе этих данных становятся количественные оценки. (7; 164)

При принятии управленческих решений применяют все вышеназванные формы информации. Уровень осведомленности об объекте определяется как абсолютным количеством информации отдельного вида, так и соотношением всех названных видов информации. Высокое значение информационных ресурсов проявляется на всех стадиях разработки, принятия и реализации управленческих решений.

Временные ограничения. С течением времени любая конкретная ситуация может измениться, порой даже кардинально, и тогда выбранные критерии принятия решения могут стать неактуальными. Поэтому решения лучше принимать и исполнять, пока информация, на которой основаны решения, не устарела и отображает текущее положение вещей. Учитывая фактор времени, руководители нередко вынуждены исходить из логических представлений или даже интуиции, тогда как при обычных обстоятельствах они отдали бы предпочтение рациональному анализу. Не менее опасной может оказаться ситуация, при которой существует вероятность опережения решением своего времени. Многие компании вкладывали огромные денежные средства в новые проекты, надеясь опередить своих конкурентов на рынке, и обнаруживали, что «решившие подождать» повременившие с подобными решениями оказывались в выигрыше.

Перейти на страницу:
1 2

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.