Оценка внешней среды необходима для того, чтобы выявить какие факторы представляют угрозу и какие факторы благоприятны для достижения целей организации.
Таблица 1.
Возможности |
Угрозы |
1 |
2 |
Экономические факторы |
1. Снижение налогов и пошлин; 2. Снижение уровня безработицы; 3. Снижение темпов роста инфляции; |
1. Снижение уровня жизни населения; 2. Рост налогов и пошлин; 3. Изменение уровня цен; 4. Рост безработицы; 5. Рост темпов инфляции; |
Политические факторы |
1. Снятие ограничений на получение ссуд ; |
1. Дорогостоящие законодательные требования; 2. Ужесточение законодательства; 3. Ухудшение политической обстановки; |
Рыночные факторы |
1. Способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки или новые сегменты рынка; 2. Возможность быстрого развития в связи с резким спросом на рынке; 3. Улучшение уровня жизни населения; 4. Изменение рекламных технологий; 5. Появление новых поставщиков; 6. Снижение цен на сырье и готовую продукцию; 7. Совершенствование менеджмента; |
1. Медленный рост рынка; 2. Высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла развития бизнеса; 3. Растущая требовательность покупателей и поставщиков; 4. Изменение потребностей и вкусов покупателей; 5. Сбои в поставках продукции; |
Технологические факторы |
1. Способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции; 2. Появление новых технологий; 3. Появление новых видов продукции; 4. Развитие информационной отрасли; 5. Совершенствование технологии производства; |
1. Появление принципиально нового товара; |
Международные факторы |
1. Снижение торговых барьеров на привлекательных иностранных рынках; |
1. Неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или торговой политики иностранных правительств; |
Факторы конкуренции |
1. Пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов; 2. Ослабление позиций фирм-конкурентов возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса на рынке; 3. Ослабление позиций фирм-конкурентов возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса на рынке; 4. Разорение и уход конкурентных предприятий; 5. Неудачное поведение конкурентов; |
1. Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками; 2. Появление товаров-субститутов; 3. Изменение покупательских предпочтений; 4. Появление новых организаций на рынке; 5. Усиление конкуренции; 6. Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов; 7. Попытки других компаний из других отраслей завоевать покупателей своими товарами -субститутами; 8. Возможность появления новых конкурентов внутри отрасли; 9. Способность поставщиков сырья диктовать свои условия; 10. Способность потребителей продукции предприятия диктовать свои условия; 11. Соперничество между продавцами внутри отрасли; |