Трансфертное ценообразование как инструмент оценки деятельности центров ответственности

В условиях рыночных отношений, когда отдельным структурным подразделениям предоставлена определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность, часто возникает необходимость определить цену продукта или услуги, по которой один центр ответственности передает свою продукцию другому центру ответственности. Процесс установления внутренних расчетных цен между центрами ответственности одного и того же предприятия называется трансфертным ценообразованием.

Трансфертное ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи между центрами ответственности изделия (услуги). На основании таких цен становится возможной объективная оценка функционирования каждого центра ответственности организации. Трансфертное ценообразование является оптимальным, если оно обеспечивает максимально возможный маржинальный доход. При этом должны соблюдаться условия:

) цели менеджеров различных уровней управления и организации в целом совпадают;

) руководителям центров ответственности предоставляется необходимая финансовая и хозяйственная самостоятельность;

Трансфертная цена может формироваться на основе:

рыночных цен - в этом случае цены не зависят от взаимоотношений и квалификации менеджеров центров ответственности, но использование рыночных цен возможно при наличии развитого рынка продукции и услуг, при этом необходимы дополнительные затраты на сбыт и обработку информации об уровнях рыночных цен на конкретных рынках сбыта;

себестоимости (нормативной, переменной или полной фактической) по принципу «себестоимость плюс», т.е. в трансфертную цену закладывается помимо выбранного показателя себестоимости фиксированный в виде процента размер прибыли;

договорных цен, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуг), - в этом случае трансфертная цена рассчитывается как сумма удельной переменной себестоимости и удельного маржинального дохода, утраченного продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж.

Под трансфертным ценообразованием понимают процесс установления трансфертной цены, которая всегда привязана к конкретному товару (услуге) и субъекту, который этот товар (услугу) продает/покупает. Практически в любой организации существует обмен полуфабрикатами (услугами) между отдельными подразделениями. Трансфертное ценообразование как система представляет собой совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними (трансфертная цена).

Система трансфертного ценообразования должна мотивировать менеджеров подразделений к принятию эффективных решений и предоставлять информацию для их обоснованности. Это возможно тогда и только тогда, когда менеджеры, стремясь увеличить прибыль своего подразделения, также увеличивают и прибыль всей компании.

Решения о величине трансфертных цен должны отражаться на прибыльности подразделений и представлять собой обоснованный критерий измерения деятельности подразделения, ибо при передаче товаров или оказании услуг доходы одного подразделения превращаются в расходы другого.

Система трансфертного ценообразования не должна нарушать автономию подразделений. Недопустимо наделять менеджеров дополнительной ответственностью и в то же время централизованно назначать внутренние цены.

Управление фирмой эффективно только тогда, когда между центрами ответственности существуют контрактные отношения. Можно выделить контрактные отношения между руководителями и подразделениями, контрактные отношения между самими подразделениями (например, если они оказывают друг другу услуги или покупают друг у друга продукты), а также между подразделениями и общими службами. Общие службы могут также оказывать друг другу услуги, например, иметь общую платежную ведомость. Головной офис компании не может устанавливать контрактные отношения с другими отделами. Единственная его задача - давать рекомендации Совету директоров и осуществлять контроль от его имени.

Сбалансированная система показателей и ее роль в определении показателей внутренней отчетности. Содержание внутренней отчетности. Содержание внутренней отчетности в организациях потребкооперации, ее роль в контроле за деятельностью подразделений

Сбалансированная Система Показателей (ССП - система bcs) (Balanced Scorecard, BSC) - наиболее популярная, признанная в мире концепция управления реализацией стратегии, разработанная профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США).

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.