Индивидуальное планирование трудовой карьеры

Оно является составной частью:

· личного планирования, которое кроме карьеры включает в себя отношения с друзьями, семью, материальное положение, трудовую деятельность;

· управление самим собой, включающего самомативацию, самоконтроль, самоорганизацию;

· делового общения;

· техники личной работы, стиля лидерства;

· целей собственного развития [2. с. 55].

Все эти аспекты накладываются друг на друга, тесно взаимодействуют и потому не могут быть изолированы (Приложение 4).

Потенциальный лидер стремится управлять собой, быть самому себе и менеджером, и авторитетом, и психологом. Он ориентирован на постановку и достижение личных целей, заботится о собственном развитии, а значит, и о карьере.

Человек как объект планирования собственной карьеры должен знать свои сильные и слабые стороны, а также плюсы и минусы той внешней среды, в которой он действует.

Известное положение о том, что человек творит обстоятельства, а обстоятельства творят человека, имеет непосредственное отношение к планированию карьеры. В роли таких обстоятельств выступают конкретные ситуации, определяющие действия человека.

В середине карьеры (40 - 50 лет) возникают специфические проблемы:

1. резко изменяется структура мотивационных факторов, наступает этап «брожения»;

2. человек видит начало сужения собственных возможностей;

3. увеличивается число семейных забот.

В связи с этим ограничимся рассмотрением начала карьеры менеджера.

Наиболее типичные ситуации, определяющие условия начала карьеры, обусловлены следующими четырьмя группами факторов:

1. Характерные черты сотрудников, знакомых:

· уровень образования;

· потребности;

· отношение к риску, успеху, бизнесу;

· уровень интеллекта, компетентность.

2. Особенности поставленных перед самим собой или предписанных другими задач, выражающиеся в:

· степени из конкретизации и структуризации;

· плановой или стихийной природе;

· характере (творческие или рутинные);

· новизне и сроках выполнения.

3. Организационные условия:

· вид организационной структуры и размеры предприятия, на котором человек начинает свою карьеру;

· состояние формальных и особенно неформальных коммуникаций;

· степень выраженности и формы контроля;

· принципы делегирования полномочий;

· фирменный стиль управления;

· состояние выживания и успех на рынке.

4. Условия окружающей среды:

· ситуация материального избытка или недостатка;

· уровень безработицы, особенностей рынков рабочей силы, рабочих мест;

· степень социальной защищенности;

· политический строй;

· монархия, демократизация или диктатура;

· кадровая политика;

· господствующие в обществе оценки ценностей, плюрализм или преобладание одной идеологии.

Особое значение имеет форма собственности, наличие или отсутствие стартового капитала, опыта работы и образования. В зависимости от этих факторов, а так же от желания, личностных возможностей имеется два принципиально различных плана действий.

Первый из них предполагает работу на предприятиях государственной собственности или в органах государственного управления, а второй - на предприятиях частной собственности и путем создания собственного дела.

Чтобы стать предпринимателем, лучше всего организовать свой бизнес. Учредители фирм, акционерных обществ или брокерских контор уже самим фактором учредительства сделали первый шаг в планировании карьеры менеджера. Каждого предпринимателя можно считать менеджером, если он управляет своей организацией. Когда она становится крупнее, предприниматель нанимает менеджеров. Некоторые предприниматели могут не иметь склонности, желания или способностей к выполнению функции менеджера. Более того, часто выдающийся предприниматель не становится успешным менеджером. На практике большинство новых предприятий в бизнесе распадаются из-за плохого управления, а не из-за плохих предпринимательских идей. Поэтому на ряду с предпринимателями - собственниками есть те, кто не имел стартового капитала, а был приглашен в фирму для выполнения координации, контроля, маркетинга, организации снабжения производства или сбыта, т. е. менеджеры. Последние могут стать предпринимателями, если будут действовать решительно.

Перейти на страницу:
1 2 3

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.