Методы управления персоналом

Методы управления персоналом - это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.

Для эффективного управления организацией и в частности персоналом предприятия в научном и практическом плане выработаны три группы методов: административные, экономические, социально-психологические. Кроме этого, в каждой организации применяются конкретные частные методы, свойственные специфике и традициям данного предприятия.

Управление персоналом должно основываться на принципах системного подхода и анализа, что означает охват всего кадрового состава предприятия и увязку конкретных решений с их влиянием на всю производственную систему в целом.

Рис.1.3 Методы управления персоналом

Любой производственный коллектив может успешно работать лишь при хорошо организованном, всестороннем руководстве его деятельностью, что должно означать установление согласованности между отдельными звеньями деятельности, а значит и согласованность действий всего производственного организма в целом. Руководство осуществляется руководителем с помощью аппарата управления, находящегося в его распоряжении.

Руководить предприятием - значит четко определять его цели и задачи как на текущий период, так и на перспективу, обеспечить подбор и расстановку кадров в соответствии с производственно-экономическими и социально-психологическими требованиями, создать благоприятные условия для эффективного труда (развивать инициативу и творческую активность) регулярно контролировать ход работы, объективно оценивать деятельность коллектива и отдельно каждого работника, применять соответствующие меры материального и морального поощрения. От методов, которые использует руководитель, во многом зависит успех в работе.

Под методами руководства коллективом следует понимать способы воздействия субъекта управления (т. е. руководителя) на управляемый объект (коллектив предприятия, цеха, участка) для более полного использования имеющихся возможностей в целях решения стоящих перед ним задач.

На управляемый объект можно воздействовать двумя способами: принуждением и убеждением. При первом способе - объект заставляют выполнить то, что от него требуется, при втором - он сам выполняет требуемое, поскольку в этом заинтересован. Различают регламентирующие и стимулирующие методы воздействия. Регламентирующие или организационно-административные называют еще организационно-распределительными или директивными. Стимулирующие - можно разделить на экономические методы (материально стимулирующие) и на социально-психологические (воспитательные, морально стимулирующие).

Сущность организационно-административных методов заключается в том, что они предполагают прямое волевое воздействие руководящих работников на подчиненных с целью обеспечения неукоснительного соблюдения законов, постановлений, а также выполнения приказов, распоряжений руководителя. Организационно-административные методы только тогда достигают цели, когда четко регламентированы обязанности, права и ответственность каждого руководителя и исполнителя, каждого звена управления, когда обеспечена высокая дисциплина всех и налажена эффективная система контроля исполнения.

Экономические методы основаны на сочетании директивных заданий с использованием экономических рычагов воздействия на производство (обеспечивается единство государственных, коллективных и личных экономических интересов). Социально-психологические методы руководства основаны на использовании моральных стимулов к труду, т. е. осуществляется воздействие на работника с помощью логических и психологических приемов в целях превращения задания в осознанный долг, внутреннюю потребность. К методам убеждения условно можно отнести разъяснение принятых решений. Однако следует отметить, что непосредственное прямое влияние на действия членов любого коллектива оказывают организационно-административные методы. Процесс такого влияния включает следующие этапы:

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.