История развития экскурсионной деятельности и специализированных организаций её управления на территории Республики Беларусь

Отечественная история развития туризма и экскурсий ведет свой отсчет с середины XIX в. Первые описания путешествий по Беларуси были опубликованы в 1853-1856 гг. в журнале «Современник» известным белорусским публицистом и этнографом П.М. Шпилевским.

Такие труды П.М. Шпилевского, как «Поездка в западные губернии», «Западнорусские очерки», «Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических ее сказках» и особенно «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» известны многим поколениям белорусов. Оборудование и торговая мебель для магазинов на заказ в Москве

Идея организованных поездок во время летних каникул принадлежала учителям гимназий Витебска. В 1860-е гг. они вместе с учащимися старших классов отправлялись в туристические поездки по Западной Двине.

Если до Октябрьской революции путешествия, туризм как вид отдыха были доступны лишь представителям имущих классов, то после 1917 г. характер туристического движения изменился коренным образом, в него начали включаться широкие массы трудящихся. Центрами туристической работы стали фабрично-заводские клубы. Широкое распространение получили экскурсии и туристические походы в воскресные дни. В 1920-е гг. начали открываться дома отдыха. Так, первый в Беларуси дом отдыха был построен в 1922 г. в столице.

С конца 1920-х гг. туристическое движение стало массовым, чему способствовало организованное в 1924 г. Центральное бюро краеведения. В 1931 г. в Минске сформировалось Оргбюро Белорусского общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), а на периферии (в Витебске, Бобруйске, Орше, Жлобине) открывались районные бюро.

В 1936 г. в Минске открылась Детская туристская станция, а после войны - Республиканская детская туристско-экскурсионная станция, а также областные станции в Могилеве (1946), Витебске и Гродно (1951), Бресте (1953), Гомеле (1957).

Как это ни парадоксально, Беларусь довоенная считалась бесперспективной для туризма. Но с 1951 г. ситуация стала меняться. Можно долго перечислять туристические организации, созданные в послевоенные годы и внесшие весомый вклад в развитие туристско-экскурсионного обслуживания страны.

Например, «Беларустурист» - одна из старейших туристических организаций - ведет отсчет своей деятельности с 23 июня 1951 г., когда была создана Минская экскурсионная база Центрального туристско-экскурсионного управления Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Изначально ее туристические услуги сводились к экскурсиям - городским и загородным, музейным и производственным.

В 1958 г. на живописном берегу озера Нарочь появилась первая в республике туристическая база на 80 мест. Новый вид отдыха - туризм - стал наращивать популярность.

Экскурсионные бюро создавались в Могилеве, Гродно, Гомеле, Витебске, Барановичах, Борисове, Солигорске. В каждом из них, в первую очередь, разрабатывалась обзорная экскурсия по городу, целью которой было представить его как исторически сложившийся комплекс, отразить всю сложность и многогранность жизни. Как правило, готовились и проводились также исторические, архитектурно-градостроительные, природоведческие, производственные, музейные экскурсии. Основным направлением республиканских бюро путешествий и экскурсий, безусловно, была военно-историческая тематика, базировавшаяся на многочисленных мемориалах и памятниках, связанных с Великой Отечественной войной. При этом осуществлялся дифференцированный подход к аудитории (школьники, колхозники, молодежь, слушатели сети политпросвещения, отдыхающие на турбазах и т.д.).

География путешествий расширялась. Традиционными становились «поезда дружбы», перемещавшиеся между республиками. Аренда теплоходов позволяла совершать водные путешествия по Днепру, Сожу, Волге. Было освоено более 90 авиамаршрутов. В 1964 г. в Минске открылся Городской клуб туристов.

В конце 1960-х - начале 1970-х гг. развернулась подготовка кадров с высшим образованием: на географическом факультете Белорусского государственного университета появилась специальность «Краеведение и методика организации туристско-экскурсионного дела»; Институт физической культуры стал готовить инструкторов туризма.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.