Основные понятия экскурсионного туризма

Экскурсия

(от лат. excursio - поездка) - целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный в естественных условиях по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.

Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет следующие признаки,

при отсутствии которых она не может быть таковой:

· наличие темы, цели и конкретных задач;

· наличие группы или индивидуального экскурсанта;

· наличие экскурсовода;

· протяженность во времени;

· показ экскурсионных объектов на месте их непосредственного расположения;

· целенаправленность осмотра;

· передвижение по заранее разработанному маршруту.

Экскурсии выполняют следующие функции:

· экономическую;

· идейно-политическую;

· общеобразовательную;

· информационную;

· воспитательную;

· организации содержательного отдыха;

· расширения кругозора;

· формирования интересов человека;

· специализированную (подготовки и переподготовки кадров).

По составу участников подразделяют экскурсии для следующих категорий лиц:

• детей (школьников младших классов);

• взрослых (учащиеся, молодежь, работники учреждений и т.д.);

• городских жителей;

• сельских жителей;

• местного населения;

• приезжающих туристов;

• индивидуалов.

По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии дают общее представление о городе, населенном пункте, регионе. Они многотемны, строятся на показе различных по форме и содержанию экскурсионных объектов.

Тематические экскурсии объединены четко определенной темой и посвящены событию (группе событий). Тематические экскурсии делятся на группы, которые классифицируются на подгруппы.

Так, к природоведческим экскурсиям относятся: географические; геологические; гидрогеологические; ландшафтные.

Экологические экскурсии имеют не только подгруппы (экология города, определенной местности и т.д.), но и подразделяются на классы: экология и человек; экология водного бассейна; экология воздушного бассейна; экология флоры и фауны.

Исторические экскурсии по своему содержанию подразделяются на следующие подгруппы: историко-краеведческие, археологические, этнографические. Раскрываемые в данных экскурсиях события позволяют изучить историческое развитие региона за определенный период, его быт, культуру, народные промыслы, а также ставшие доступными в результате поисков и находок археологов памятники (городища, некрополи, орудия труда, нумизматику и др.).

Формированию и развитию эстетического вкуса, способности и необходимости человека различать и оценивать искусство и другие результаты человеческой деятельности, и вообще явлений жизни на уровне прекрасного, содействуют искусствоведческие экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством).

Знакомству с поэтикой слова содействуют литературные экскурсии (литературно-биографические - по местам, связанным с жизнью и творчеством поэтов, писателей; литературно-художественные - по местам и событиям, отраженным в произведениях, т.е. по дорогам литературных героев).

Архитектурно-градостроительные экскурсии (их объекты показа встречаются практически во всех видах экскурсий) имеют следующее деление: памятники архитектуры определенных стилей; творчество архитекторов; градостроительство (историческая и современная застройка города, местности).

К экскурсиям по месту проведения относятся: производственные, музейные, городские, загородные, в пути следования (так называемые путевые информации).

Качественный уровень экскурсионного обслуживания обеспечивается различными формами проведения экскурсий, среди которых выделяются: обычные, учебные, рекламные, экскурсия-лекция, экскурсия-массовка, экскурсия-спектакль, экскурсия-прогулка и др.

По способу передвижения различают пешеходные, с использованием транспортных средств и комбинированные экскурсии.

По цикличности проведения экскурсии подразделяются на единичные (охватывают одну тему) и тематические (объединены общей темой и целью).

Краткий приведенный выше обзор классификации экскурсий говорит о ее значимости для практической стороны экскурсионного обслуживания. Учет классификационных признаков содействует качественной разработке экскурсионных услуг, мероприятий по их оказанию, способствует специализации экскурсоводов, совершенствованию их профессионального мастерства, созданию новых тем экскурсий.

Перейти на страницу:
1 2 3

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.