Экономические аспекты конкурентоспособности

Экономические аспекты конкурентоспособности отражаются в двух понятиях: конкурентоспособность отдельного товара и конкурентоспособность фирмы.

Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей произведенной продукции, обеспечивающих потребности покупателя (потребителя).

Конкурентоспособность товара зависит от возможностей конкретного товаропроизводителя производить конкурентоспособный товар, потребительские и качественные характеристики которого в сравнении с товарами-аналогами определяют его рыночный успех как на внутреннем, так и внешнем рынке. Она определяется рядом факторов, важнейшие из которых - издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий.

Конкурентоспособность продукции на специфицированном уровне исследования определяется, как ее способность быть в большей степени востребованной на анализируемых рынках, сохраняя высокую долю внешнего спроса в общем объеме ее производства при условии наилучшего обеспечения внутреннего спроса товарами.

Все методы, позволяющие производить количественную оценку конкурентоспособности товара, подразделяются на два вида: априорный, то есть позволяющий оценить будущий потенциал, и апостериорный, или текущее состояние конкурентоспособности, определяемое на основе фактических данных.

Конкурентоспособность предприятия - это способность создавать и производить товары, которые по своим характеристикам наиболее полно удовлетворяют запросам потребителей, чем аналогичные товары конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия включает комплекс экономических характеристик, определяющих его положение на отраслевом рынке:

характеристика производимого продукта;

технико-экономические характеристики условий производства и сбыта - производительность труда, производственные и общие издержки, ресурсоемкость, технический уровень производства и др.;

характеристики конкурентных преимуществ товаров и услуг - цена, объем продаж и его динамика, прибыльность.

Для оценки конкурентоспособности предприятия используют следующие характеристики:

способность осуществлять эффективную производственную и коммерческую деятельность;

высокий уровень репутации на рынке;

способность осуществлять на высоком уровне инновационную деятельность;

способность оперативно реагировать на происходящие изменения на внешнем рынке;

стабильное финансовое положение.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного товара производителя и конкурента как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [4, с. 105].

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.