Понятие конкурентоспособности. Факторы её определяющие

Понятие «конкурентоспособность» следует различать в узком и широком смысле.

В узком смысле оно раскрывает количественную и качественную характеристику производимой товаропроизводителями продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка показатели затрат и качества поставляемых на этот рынок товаров. Чем ниже средние индивидуальные затраты на товары и выше их потребительские характеристики, тем выше уровень конкурентоспособности товаропроизводителя [2, с. 5].

К важнейшим факторам конкурентоспособности предприятия следует отнести степень развития инновационной деятельности, уровень производительности труда, способность адаптироваться и быстро реагировать на меняющиеся условия и требования рынка, устойчивость и стратегию развития, оптимальность затрат на производство, уровень рентабельности производства [1, с. 6].

Устойчивость предприятия в рыночных условиях должна учитывать необходимость постоянного обновления производственных процессов, обеспечивать непрерывность формирования нового качества поставляемой продукции. В данной связи устойчивым развитием предприятия можно назвать такое, при котором обеспечивается как текущая, так и стратегическая стабильность его экономики и укрепление конечных позиций. Предприятие обладает долгосрочной устойчивостью, если темпы его развития соответствуют темпам развития рынка, и краткосрочной устойчивостью, если обеспечивается надежная платежеспособность. Инновационная активность предприятия характеризуется темпами инноваций и количественно может определиться как произведение относительных частных индексов: индекса инновационной затратоёмкости (отношение объема инновационных затрат к объему продаж), индекса обновления (доля новой продукции в общем объеме выпуска), индекса новизны (средневзвешенная степень инновационности продуктов). Чем больше у предприятия конкурентных преимуществ и выше качественные характеристики продукции, тем более благоприятные предпосылки оно имеет в торгово-сбытовой деятельности [1, с. 7].

Под конкурентоспособностью в широком смысле понимается количественная и качественная характеристика показателей, определяющих социально-экономическое развитие страны и потенциал дальнейшего ее роста и совершенствования. Действующий в течение многих лет исследовательский и издательский проект Всемирного экономического форума по проблемам конкурентоспособности в одном из обзоров определяет конкурентоспособность как способность поддерживать высокие темпы роста реального душевого дохода, измеряемого темпами роста ВВП в расчете на душу населения в постоянных ценах. Индекс конкурентоспособности для каждой страны рассчитывается как: средневзвешенный из восьми субиндексов, представляющих восемь основных факторов, которые определяют степень конкурентоспособности страны и одновременно показывают, по их мнению, наибольшее воздействие на долгосрочный экономический рост. В частности, это открытость, финансы, конкуренция, технология, инфраструктура, менеджмент, труд, институциональная среда. Такой подход можно назвать статическим.

Каждый из названных факторов обобщает показатели, характеризующие положение в соответствующей области. Так, фактор «технология» учитывает 29 отдельных показателей. Показатель «институциональная среда» используется для сопоставления стран по степени надежности правовых и общественных институтов, включая гарантии исполняемости законов и защиту прав собственника [2, с. 5].

Наибольший интерес представляет оценка потенциала конкурентоспособности экономики на основе использования системы показателей, характеризующих качественное состояние основного, человеческого капитала, создаваемого продукта, а также перспектив их развитая. Данный подход, в отличие от традиционного, использующего стоимостные величины продукции, ее качества и обслуживания в эксплуатации благ, характеризующих локальность экономического развития, позволяет, опираясь на качественную характеристику главных факторов, предопределяющих конкурентоспособность экономики, раскрыть перспективы ее развития и обосновать социально-экономическую стратегию страны.

Перейти на страницу:
1 2

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.