Классические представления

Изменение взглядов на производственно-хозяйственную систему как объект организации непосредственно связано с эволюцией управленческой мысли и систем управления.

Рассмотрим сначала классические представления о социально-экономической системе:

) Как о производственной машине, где все элементы трудового процесса: станок, инструмент, работник, материал - механически (на основе точных инженерных расчетов) функционально подгоняются друг к другу. Прежде всего, это относится к человеку как наиболее адаптивному элементу системы.

Представление основано на механических концепциях жесткого структурного детерминизма, обусловленного технико-технологической основой производственной деятельности, когда человек - работник в системе «человек - машина» рассматривается как технический элемент производственного процесса наряду с машиной. В основе такого представления лежат физические, материально-энергетические (структурные) связи элементов машины. Естественно, в машине никаких лишних, непроизводственных движений, связей быть не должно. К представителям этого направления можно отнести Ф. Тейлора, Ф. Гилбрета, Г. Ганта, Г. Форда, А. Гастева, П. Керженцева, целую плеяду исследователей Центрального института труда (ЦИТа) и Института техники управления (ИТУ);

) Как об абстрактной формализованной системе. В основе данного представления - системный подход, в соответствии с которым социально-экономическая система рассматривается во всей совокупности ее материальных, нематериальных (идеальные, абстрактные, психические), информационных, организационно-экономических, социально-психологических и других элементов и связей, причем не только внутри организации, но и во взаимосвязи с внешней средой (представители общей теории систем - С. Оптнер, Л. фон Берталанфи, кибернетики - Н. Винер и др.);

) Как о социальной («человеческой») системе, функционирующей во взаимосвязи с внешней средой (Ч. Барнард, Т. Парсонс, Д. Мак-Грегор, И. Ансофф и др.).

Общим фоном является системный подход к предприятиям и организациям как к социальному объекту управления. При этом социальная система противопоставляется ее окружению и выделяется из внешней среды, внутри нее выделяются целевые подсистемы, связанные отношениями иерархии;

) Как о неформальной структуре с внутри-организационными взаимосвязями в форме социально-психологических, «гуманистических» неформальных отношений (теории «гуманистических организаций»).

Концепции «человеческого отношения», «организации как общины», разрабатываемые Э. Мэйо, М. Фоллет, Ф. Ротлисбергером, Р. Лайкертом, Д. Мак-Грегором и др., исходили из того, что отношения в производственно-хозяйственной системе, построенные на принципах гуманизма, человеческого участия и т.п., дают больший экономический эффект, чем формальные, безличностные. Отсюда попытка построить теорию «социальной организации», используя концепции качества рабочей жизни, ротации труда, обогащения работы, участия рабочих в управлении, распределении власти и социальной ответственности и т.п.;

) Как о системе управленческого поведения человека в организации, но не прямыми административными методами, а косвенными, построенными на мотивации, стимулирующей соответствующее ожиданиям поведение как ответную реакцию человека, - «теории организационного поведения» («бихевиористский подход»: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд, В. Врум и др.).

В основу теории организационного поведения также положен постулат системного подхода о целесообразности системы, наличия у нее и ее элементов, прежде всего работников, определенных целей, которые необходимо по возможности согласовывать и совмещать. В отличие от теории человеческих отношений, в теориях организационного поведения в основу положены человеческие ресурсы, когда сама выполняемая работа и надлежащие организационные условия и процедуры могут органически, естественно, без принуждения со стороны, самостоятельно, через выполнение работы надлежащим образом удовлетворять индивидуальные потребности работников.

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.