Бизнес-процесс

В последнее время такие термины, как «бизнес-процесс», «реинжиниринг бизнес-процессов», и т.п., постоянно находятся на слуху. И, к сожалению, не всегда к месту. Поэтому прежде всего хотелось бы разобраться с терминологией. Эти понятия можно попробовать разобрать по составляющим их словам.

Итак, что же такое процесс? Откроем любой толковый словарь и прочтем, что процесс (от лат. processus - продвижение) - это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

А что такое бизнес? Бизнес - предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

Когда мы говорим о бизнес-процессах, то подразумеваем процессы, происходящие в организации или на предприятии в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Деятельность любой организации можно классифицировать по двум признакам: повторяющаяся-уникальная деятельность, и простая-сложная деятельность. Повторяющаяся деятельность выполняется регулярно, уникальная - единовременно. Простой деятельностью назовем такую, которую выполняет один человек в течение непродолжительного времени, а сложной - такую деятельность, которой занимается несколько человек в течение длительного отрезка времени. Тогда классификацию видов деятельности можно представить следующим образом.

Таким образом, исходя из этой схемы, бизнес-процесс - это повторяющийся, последовательный, взаимоувязанный набор мероприятий (операций, действий), который потребляет некие ресурсы, создает некую ценность и выдает результат потребителю.

Причем сразу стоит отметить, что потребитель может быть как внешним, так и внутренним по отношению к организации. Внешний потребитель - это потребитель, который не входит в состав данной организации, а внутренний - тот потребитель, который находится в рамках данной организации.

Если мы рассматриваем в качестве примера предприятие, производящее шины, то производство шин - это бизнес-процесс, причем основной для данного предприятия. Почему? Потому что полностью соответствует данному выше определению. Производство шин (как процесс) включает в себя множество взаимоувязанных операций, потребляет определенные ресурсы (сырье и материалы, электроэнергию, труд персонала и т.п.) и выдает определенный результат - готовую шину потребителю. Потребителем для этого процесса будет одна или несколько оптовых торговых фирм, которые организуют распределение товара до конечных потребителей.

Другой пример бизнес-процесса - закупка сырья для производства тех же шин. Такой процесс также соответствует данному выше определению, но потребитель конечного результата процесса будет внутренним - это производственные цеха предприятия, в которых готовят резиновую смесь, обрезинивают металлокорд и т.д.

Итак, с внешними и внутренними потребителями результатов бизнес-процессов разобрались. А как можно классифицировать бизнес-процессы?

Бизнес-процессы разделяются на следующие классы:

· Основные процессы;

· Сопутствующие процессы;

· Вспомогательные процессы;

· Обеспечивающие процессы;

· Процессы управления;

· Процессы развития.

Основными бизнес-процессами являются процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода. Так, для завода ДСП и Д основным бизнес процессом является производство ламинированной древесно-стружечной плиты.

Сопутствующие процессы - процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся результатами сопутствующей основному производству производственной деятельности и также обеспечивающие получение дохода. Так, для автотранспортного предприятия процесс ремонта стороннего транспорта на собственной ремонтной базе является сопутствующим процессом.

Вспомогательные бизнес-процессы - процессы, предназначенные для обеспечения выполнения основных БП и поддержания их специфических черт. Так, для ТЭЦ или ГЭС вспомогательным бизнес-процессом является процесс ремонта производственного оборудования.

Обеспечивающие бизнес-процессы - процессы, предназначенные для жизнеобеспечения всех остальных бизнес-процессов и ориентированные на поддержку их универсальных черт. На предприятиях любой отрасли это процесс финансового обеспечения деятельности, процесс кадрового обеспечения, IT обеспечения и т.п.

Перейти на страницу:
1 2

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.