Сущность и содержание функций управления

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Классификации функций управления

Функции управления - это те относительно самостоятельные (специализированные) участки, которые обособляются в управлении в процессе его специализации. [2]

Функции управления - это особый вид управления для решения задач, выработке системы связей и отношений.

Существует множество классификаций функций управления среди них есть: Единые функции - общие, сквозные функции управления для всей системы; Специфические функции - конкретные функции применительно к отдельным подсистемам управления.В общем виде выделяют два наиболее важных типа классификации функций управления:

с позиции субъекта управления (самого управления);

с позиции объекта управления.

Рис.1. Классификация функций управления

С позиции субъекта управления.

Классификация функций управления, отражающих субъект управления, включает два основных вида функций:

.Функции, отражающие стадии управления.

. Функции, отражающие структуру субъекта управления (см. рис. 1).

С позиции объекта управления

Классификация функций управления, отражающих объект управления, включает пять основных видов функций:

. Функции, отражающие структуру управления.

. Функции, отражающие уровни управления.

. Функции, отражающие стадии процесса управления

. Функции, отражающие составные элементы процесса управления.

. Функции, отражающие параметры процесса управления (см. рис. 1).

Системы функций в управлении

Отдельные подсистемы и субъекты управляющей системы имеют свои специфические (только им присущие) функции, на которые идут основные усилия и затраты, но они носят вторичный характер. В управлении специфические задачи должны решаться с помощью основных единых функций.

Главный критерий классификации функций управления - фактор времени.

Автором первой развернутой классификации функций управления с позиций самого управления был Анри Файоль. Главным критерием классификации он выбрал фактор времени и функции в его классификации представлены в качестве последовательных этапов: предвидение, организация, распорядительство, согласие, контроль. В дальнейшем эти стадии уточнялись, но их основой оставалось трехзвенное деление: предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование, моделирование и программирование), оперативное управление (организация, координация, распорядительство, мотивация) и заключительное управление (учет, анализ, контроль) (рис. 2).

Рис. 2 Схема системы функций в управлении

Функции оперативного управления

Функции оперативного управления включают организацию, координацию, мотивацию и распорядительство.

Стремление к «красивой» структуре системы управления без учета реальных перспектив ее использования не оправдано.

Организация - формирование рациональной оргструктуры фирмы для достижения поставленных целей с минимумом затрат.

Адаптивная оргструктура - способность отражать изменение целей фирмой и приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Организация включает четыре подфункции:

· -формирование субъекта и объекта управления;

· -организационное воздействие субъекта на объект управления;

· -формирование рациональной организационной структуры управления;

повышение адаптивности оргструктуры к изменениям внешней среды.

Координация

- взаимодействие субъекта и объекта управления, внутренних подразделений и рабочих групп по горизонтали и по вертикали, то есть по функциональным зонам и по уровням управления (функциональная и линейная департаментизация). В теории управления существуют многочисленные механизмы формальной координации.

Распорядительство

- передача информации от субъекта к объекту управления: прямая связь в системе управления.

Мотивация

предполагает наличие обратной связи в системе управления, побуждение субъектом управления объекта к действию, реакция объекта управления на воздействие субъекта управления.

Взаимозависимость функций в процессе управленческой деятельности

Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис.4). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.