Понятие франчайзинга и история его возникновения

Франчайзинг (англ. «to franchise» означает предоставление одной компанией другой позволения на продажу товаров или предоставление услуг на определенной территории) - форма отношений между юридически и финансово независимыми сторонами (предприятиями и/или физическими лицами), в рамках которых одна сторона (франчайзер), которая владеет успешным бизнесом, известной торговой маркой, ноу-хау, коммерческими секретами, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях (рис. 1).

Рисунок 1 - Франчайзинговая форма отношений

В общем смысле, франчайзинг - это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы. Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера - от размеров и цвета полок до униформы персонала).

Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга:

франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;

франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;

франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.

Франчайзинг имеет почти двухсотлетнюю историю. Его появление относят к началу 1800-х годов, к так называемой системе «связанных домов», при которой пивовары XIX века для поддержания объемов продаж за предоставленный заем или аренду имущества получали постоялый двор как рынок.

Считается, что первой «чистый» франчайзинг в 1863 г. начала практиковать фирма изобретателя знаменитых швейных машинок Зингера. Она стала взимать плату с розничных продавцов зингеровских изделий за предоставляемое им исключительное право сбывать продукцию и обслуживать покупателей на отведенной для каждого из них территории. Другой вехой в развитии современного франчайзинга стал 1898 г., когда корпорация General Motors стала привлекать независимые дилерские фирмы для сбыта своих автомобилей на территории, закрепленной за каждой из них. В 1899 г. франчайзинг стала практиковать корпорация Coca-Cola.

В 1920-е годы в США система франчайзинга перешла к отношениям «оптовик - розничный продавец», успешной франчайзинговой моделью 40-х годов является пример «Макдональдс» и наконец, в 1950-х появились бизнес-формат франшизы, при которых франчайзер получает дополнительную выгоду от быстрого роста, а франчайзи от гарантированной возможности получения доходов.

В нашей стране система франчайзинга появилась в начале 1980-х гг., когда в Москве и Новороссийске были построены заводы по производству пепси-колы. В начале 1990-х годов началось активное распространение франчайзинга, благодаря внедрению на российский рынок крупных зарубежных франчайзеров, таких как McDonald's, Baskin & Robbins, Kodak, Pizza Hut, Xerox, Benetton, Yves Rocher.

Сегодня не только американские, но и европейские, японские, канадские, австралийские франчайзеры интенсивно развивали свои франшизные сети за пределами своих государств, в частности в странах третьего мира. Франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства, широко распространен в зарубежной практике и признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса.

Франшизные отношения активно используются в таких сферах как бухгалтерия, реклама, автомобильная промышленность, образовательные услуги, строительство, ресторанный и развлекательный бизнес, розничная торговля и многие другие виды, а в зависимости от первоначального капитала различают такие виды франшиз как франшиза рабочее место, франшиза-предприятие, инвестиционная франшиза.

Франчайзинг предполагает длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы, а строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзера, предусмотренные франшизным договором, повышают общую культуру ведения бизнеса.

2. Проблема этики во франчайзинговых отношениях

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.