Становление и развитие менеджмента в США

Первый научный курс управления, разработанный в 1881 г. американцем Д. Вартоном, вначале не нашел широкого практического применения и лишь спустя 35 лет стал использоваться в качестве учебной дисциплины.

В 1886 г. впервые был поставлен вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности.

В 1910 г. впервые было введено в обиход понятие «научное управление».

В 1911 г. вышла в свет работа Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления», а сам Тейлор сегодня по праву считается основателем теории современного менеджмента и системы «научного менеджмента». В настоящее время управление прочно осознается как профессия.

Таким образом, история развития менеджмента в США характеризуется следующим.

. Развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризации управления способствовало активному использованию в управлении системного подхода, а не чисто аспектного, концентрирующего внимание на одной или нескольких гранях интересующей проблемы. Это привело к усложнению науки управления. Поведенческая школа, также как классическая, развивалась на основе системного подхода, т.е. организации изучались как социальные системы (50-60 гг.).

. В 70-е гг. широкую популярность завоевывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления.

. В 80-е гг. к этим двум школам добавилось направление «организационной культуры» в управлении, придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия.

. В настоящее время наиболее характерным для системы управления является интернационализация менеджмента, объединение теоретических и практических разработок специалистов разных стран, их коллективное творчество в этой области знаний.

. Сегодня оправдывает себя пристальное внимание к ситуационному подходу в менеджменте. Фирмы, связанные с услугами в области менеджмента, процветают. Но, по мнению наблюдателей, деловой мир вступил в сложный этап нестабильного развития: усиление политической нестабильности в мире, сопровождающейся общественными беспорядками и террористическими актами, инфляция, безработица, падение прибыли и другие факторы внешней среды, а также форс-мажорные обстоятельства заставляют руководителей повышать требования к себе, чтобы эффективно осуществлять управление.

. Исследуя опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу. Менеджмент и капитал - вот две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки. Если страна стремится в будущее, то она должна сформировать свой экологический, человеческий, информационный, финансовый потенциал заблаговременно. Традиционные подходы менеджмента к организации труда претерпевают изменения.

Специалисты считают, что слагаемые нового подхода заключаются в следующем:

• в отношении управленческого персонала к рабочим;

• в организации труда;

• в организации и стиле управления;

• в определении заработной платы;

• в определении трудовых отношений;

• в вовлеченности работников в процесс производства.

Особенности управления американскими компаниями, национальные и культурные особенности

• Молодость нации, стремление к самоутверждению, «юношеская амбициозность».

• Отсутствие исторических уроков нации как отсутствие ограничений для развития.

• Удаленность от Европы, давшая возможность 200 лет развиваться «спокойно».

• Особенность генофонда нации: широкая национальная представительность.

• Мощный промышленный рост во второй половине ХХ в.

• Принципиально новые основы государственного устройства: свобода личности (индивидуализм), принцип разделения властей.

• Геополитические особенности: наличие всех стратегических ресурсов, наличие одной сильной нации на континенте; экспансионизм нации.

• Отношение к управлению как к особой профессии, зарождение научного менеджмента, первые бизнес-школы

• Терпимость, гуманизм, открытость бизнес-среды.

Особенности управления

Главная задача управления - создание уникальной способности адаптироваться к неопределенности и повышающейся сложности процессов во внешней среде, при сохранении эффективности производства.

Для США характерны:

1) отношение к менеджменту как к сильному конкурентному преимуществу;

) стремление к динамичности и обоснованности структурных сдвигов;

) стремление к методической обоснованности управленческой деятельности, разработка технологий управления;

) ставка на инновации: институализация перемен; стремление к постоянному продуцированию новых знаний; открытость для новых идей; ставка на активизацию творческого потенциала каждого работника;

Перейти на страницу:
1 2

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.