Сертификация системы менеджмента качества в РФ

Сертификация СМК в нашей стране осуществляется в соответствии с правилами, регламентированными ГОСТ Р 40.001-95. Цель сертификации - заверить потребителей продукции (услуг), поставщиков и другие заинтересованные стороны в способности изготовителя обеспечить их продукцией (услугами), соответствующей установленным требованиям.

В настоящее время в России действует несколько десятков различных систем добровольной сертификации. Одной из самых популярных таких систем является сертификация систем менеджмента качества на основе стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [21, с.56].

Как известно, стандарты ИСО 9000 были приняты Международной организацией по стандартизации в 2000 году и включают в себя требования, основные положения и рекомендации по разработке, внедрению и совершенствованию систем менеджмента качества на предприятии. В августе 2001 года постановлениями Госстандарта РФ были введены в действие три аналогичных стандарта, на основе которых, в целом, и проводится сертификация СМК в системе ГОСТ Р.

Сертификация СМК на основе стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 заключается в действиях проводимых по установленной схеме специально уполномоченной третьей стороной с целью подтверждения соответствия данной СМК требованиям стандарта ИСО 9001. Выдачу сертификата соответствия осуществляют органы по сертификации систем менеджмента качества, имеющие аккредитацию в системе ГОСТ Р [21, с.67].

При этом каждый такой орган по сертификации имеет свою определенную область аккредитации и соответственно, имеет право выдавать сертификаты только для предприятий конкретной сферы деятельности. Внедрение стандартов ИСО 9001 может рассматриваться в качестве реального инструмента для повышения эффективности деятельности организации, когда руководство ощущает потребность в применении таких стандартов. Возможен и второй вариант, когда стандарты внедряются просто для получения сертификата соответствия, который может быть необходимым организации, например, для участия в тендере. В этом случае, обычно ограничиваются выполнением формальных требований органа по сертификации, и фактически вся реальная система управления качеством на предприятии, по сути, остается в стороне.

Сегодня сертификация СМК на базе стандартов ИСО 9001 в системе ГОСТ хоть и является добровольной, но становится все более необходимой. Особенно, в сертификатах соответствия СМК нуждаются строительные компании. Дело в том, что уже в этом году прекращается выдача лицензий организациям на осуществление строительной деятельности, а единственным необходимым документом, подтверждающим качество выполняемых работ и услуг в строительной сфере, будет являться как раз сертификат соответствия стандартам ИСО 9001.

Стоит отметить, что руководители большинства крупных строительных компаний еще задолго до этих перемен в законодательстве, осознали необходимость прохождения сертификации СМК на базе ИСО 9001, ведь для участия в тендерах, где главным заказчиком является частная иностранная компания, уже достаточно долгое время требуется именно сертификат ИСО 9001. Сама процедура сертификации СМК на основе стандарта ИСО 9001-2001 состоит из двух основных этапов [43, с.75].

На первом этапе орган по сертификации осуществляет проверку представленной организацией документации и ее соответствие требованиям стандарта. Затем осуществляется аудит практической деятельности предприятия на предмет соответствия их процессам, описанных в документации. На основании результатов проверки принимается решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия стандарту ИСО 9001-2001.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.