Способы представления информации о БП

Собранную в ходе обследования предприятия информацию о бизнес-процессах необходимо представить в виде, доступном для понимания и дальнейшего анализа. Информация о существующих бизнес-процессах должна быть понятна как консультантам (внешним или внутренним), так и высшему и среднему менеджменту предприятия.

В каком виде можно в принципе представить информацию о бизнес-процессах, с которой будет работать как минимум несколько человек?

Основные способы описания бизнес-процессов следующие:

· текстовый (естественный язык);

· текстовый (формальное описание);

· графический (свободная нотация);

· графический (формальная нотация);

· комбинированный.

Текстовое описание БП естественным языком - это, по сути дела, описание процесса, которое получается в ходе интервью с экспертом в предметной области. Эксперт описывает общую последовательность процедур и то, что делается в ходе каждой процедуры. Недостатки этого способа представления - это неструктурированность сведений и их сравнительно большой объем, который будет сложен для понимания процесса в целом.

Текстовое описание формализованным языком - это описание БП с помощью заранее определенных словесных конструкций и оборотов, подобно словесному описанию алгоритма программы (ЕСЛИ … ТО… ИНАЧЕ… и т.п.). Кроме того, при описании формализованным языком уже существует определенный глоссарий терминов предметной области, что немаловажно для правильного понимания процесса. Недостатки данного способа представления информации - сравнительно большой объем, что может затруднить понимание процесса.

Графический способ описания БП позволяет более наглядно и в компактной форме представить всю последовательность и логику исполнения процесса. Свободная нотация означает, что те графические символы, которыми представляют на диаграмме элементы БП, устанавливаются аналитиком произвольно, исходя только из собственных вкусов и предпочтений. Недостаток свободной нотации заключается в том, что поскольку правила графического представления четко не сформулированы и неизвестны никому, кроме человека, описывающего процесс, то читать такую диаграмму будет довольно затруднительно постороннему человеку.

Формализованная графическая нотация описания БП хорошо тем, что имеет четко установленные правила представления информации, и они хорошо известны и общепризнанны специалистами в области моделирования БП. Кроме того, этим формализованным нотациям, как показывает практика, можно достаточно легко обучить экспертов, которые после непродолжительного объяснения правил описания смогут хотя бы читать графические схемы и понимать их.

Однако у графических способов представления информации о бизнес-процессе есть и недостатки. На диаграмме бывает довольно сложно отобразить отдельные характеристики процедур, и тут мог бы помочь дополнительный текстовый комментарий к диаграмме.

Поэтому в консалтинговой практике сложился определенный стандарт на способ описания бизнес-процесса: это графическая модель процесса в определенной формальной нотации, и дополнительное текстовое описание процесса, четко структурированное и формализованное. Такой подход к описанию позволяет очень полно и наглядно представить всю информацию о бизнес-процессе. Отражается и общая логика выполнения процесса, и отдельные нюансы каждой из процедур. Некоторые читатели такой модели лучше воспримут текст, другие - графическое представление, и в целом бизнес-процесс будет понят и осознан всеми читателями. Однако создание такого описания бизнес-процесса является довольно трудоемким, особенно - если необходимо в описании что-то изменить. Поэтому на практике обычно вначале создают графическую модель и работают с ней, а после ее окончательного утверждения - готовят текстовое описание к диаграмме.

Перейти на страницу:
1 2

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.