маршрут автобусный
Достижение в сфере компьютерных технологий постоянно способствует росту
исследований сложных систем, управляемых в условиях неопределенности. Диапазон
подобных исследований простирается от физики элементарных частиц до проектов
управления региональной экономикой. С ростом уровня сложности проблемные
ситуации становятся все более трудными для понимания и прогнозирования,
возникает потребность достаточно адекватно и точно описывать поведение таких
систем. В большинстве случаев аналитические математические модели не могут быть
применены для изучения поведения таких систем.
При исследовании традиционными методами надо задать цели, которые должны
выражаться математическими формулами. В реальной действительности мы зачастую
имеем дело с неясными и противоречивыми целями, а внутренние и внешние
взаимосвязи могут включить неформализуемые факторы. Анализ сложных систем
должен проводиться с учетом как количественных, так и качественных показателей.
В качестве 1-го из методов изучения сложных систем и принятия решений в
условиях неопределенности используется имитационное моделирование.
Под термином имитация здесь понимается процесс проведения численных
опытов на модели вместо проведения опытов с реальной системой. Многовариантные
расчеты при которых варьируются партнеры модели позволяют выявить некоторые
закономерности в поведении реальной системы и сделать определенные выводы.
Имитационное моделирование-это методология исследования меняющегося во
времени поведения сложных систем в условиях неопределенности.
Имитационные модели выражают временные, пространственные и логические
особенности систем и процессов. Эти особенности учитываются в компьютерных
программах, что делает ИМ действенным инструментом принятия решений в условиях
неопределенности. Программные средства ИМ изменяются вместе с развитием
информационных технологий.
Курсовая работа направлена на решение конкретной управленческой задачи и
проведение экономического исследования с применением технологии компьютерного
моделирования и необходимых аналитических исследований.
Курсовая работа способствует углублению и обобщению знаний по таким
дисциплинам, как «Теория вероятностей и математическая статистика», «Менеджмент
предприятия», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент»,
«Социология», «Маркетинг» и др.
Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний в области
методологии моделирования и практическое освоение технологии имитационного
моделирования.
Постановка задачи
На маршруте работает два автобуса (А и Б), каждый из которых имеет N мест. В силу ряда причин автобус А
пользуется большей популярностью. Поэтому пассажир, подойдя к остановке,
садится в автобус Б только в том случае, если нет автобуса А. Автобус
отправляется на маршрут только в том случае, если все места в нем заняты.
Пассажиры приходят к остановке через Т минут (Т - случайная величина) и, если
нет автобусов, становится в очередь. Если длина очереди больше L, потенциальный пассажир отказывается
от поездки.
Предполагается, что все пассажиры едут до конца маршрута. На весь маршрут
автобус А затрачивает t1±d1 минут, автобус Б - t2±d2 минут. После того, как пассажиры освободят автобус в
течении t3±d3, он едет обратно. Плата за проезд составляет S ден. ед. При определении затрат
следует учесть, что автоколонна столько же теряет, если пассажир отказывается
от поездки.
Необходимо пределить значение N, при котором время ожидания в очереди будет минимальным (N≤25). Для этого значения
определить выручку автоколонны за день, если автобусы работают 10 часов в
сутки.
Параметр
|
Вариант 4
|
N
|
16
|
T распределена по закону
|
Е(1)
|
t1±d1
|
24±4
|
t2±d2
|
28±6
|
t3±d3
|
4±2
|
L
|
40
|
S
|
2
|
(λ) - экспоненциальное распределение с
параметром λ мин-1.
|